Как пресытившийся гурман раз в квартал грызёт стебелёк сельдерея, запивая водой, как скучающий миллиардер, отложив цилиндр и сигару, раз в году едет домой на трамвае, так и латвийский кинолюбитель хотя бы раз в жизни отправляется в кино поддержать отечественного производителя.
В обычную рижскую школу устраивается на работу молодая провинциалка, учительница русского языка. Ей достаётся выпускной класс. Пытаясь втереться в доверие к двенадцатиклассникам, Зане идёт на тесный контакт, который включает в себя ночную «экскурсию» на болдерайский пляж и пьяные вечеринки в её квартире. Дистанция учитель-ученик стремительно сокращается, и в результате Зане получает роман с переростком Максом и прочие неприятности.
Тема выглядит беспроигрышной. Подобные школьные драмы снимались не раз и не два, в диапазоне от приемлемого до очень хорошего. Навскидку вспоминается недавний «Географ глобус пропил», «Опасные умы» с Мишель Пфайффер и «Учитель на замену» с Эдрианом Броуди. Да и история в целом нормальная, но вот реализация! Мизерное исполнение, как говаривал Остап Бендер — во всём, кроме, пожалуй, лично Инги Алсини-Ласмане, исполнительницы главной роли. Её первое появление в кадре — настраивающий на оптимистичный лад топлесс, да и на протяжении всего фильма Инга старалась изо всех сил.
Нет, ну понятно априори, что фильм уступит упомянутой тройке, даже «Географу», который сам — лишь бледная тень литературного источника. Но также понятно, что никто и не требует переплёвывать Голливуд. Есть проблемы в постановке — ну не делай красиво, сделай жизненно. Но нет, вместо этого — неослабевающее ощущение заштатной театральной постановки. Проблемы с актёрами? А расшевелить их пробовали? Почему в истории о любви, интригах и предательстве вместо фонтана страстей — варёные рыбьи глаза и монотонные диалоги вполголоса от претендентов в герои-любовники? Главный мачо — вообще позор: он не красив, не умён, не пылок, не весел, а романтичен с огромной натяжкой. И вообще, очень странный. Любая другая молодая училка при первом же знаке внимания со стороны Макса купила бы электрошокер и установила железную дверь. Потому что если не тронет он, то придёт Инта, проблемный подросток и третий угол любовного треугольника. Лицо её почти неподвижно, но в глазах явно читается, что бритвой полоснёт и не поморщится.
Даже если вообще ничего не выходит: режиссёр робок, камера валится у оператора из рук, актёры осипли и стесняются, драма на грани провала — можно закошмарить зрителя сюжетом. Вспомните, как классно вышло у эстонцев в фильме 2007 года «Класс». Тоже ведь не первые и не вторые в киноискусстве, а концовку состряпали на загляденье. Убийство восьми-десяти персонажей в финале нашего фильма точно пошло бы ему на пользу. Набрали бы петард, набили стёкол, заказали бы на «Спилве» кетчупа, набрызгали бы по углам, расплатились бы продакт-плейсментом, как с «Рижским бальзамом» в начале фильма, и дело в шляпе.
Но снова — нет. Латвийская редакция старой как мир и потенциально интересной истории об учителе и его учениках оказалась по-прибалтийски осторожной, серой, с блёклыми лицами и такими же бесцветными эмоциями. Фильм едва ли имеет самостоятельную художественную ценность. Разве что с какими-нибудь арт-дополнениями. Вроде «режиссёр сумел снять фильм несмотря на то, что отрезал себе оба уха», «девочка не обедала в школе три года, похудела на 20 килограмм и отдала вырученные деньги на съёмки», или там, «указания съёмочной группе режиссёр давал стоя на голове».
Но давайте всё-таки засчитаем Андрису Гауе эту попытку. Хотя бы в виде аванса. Лучше пробовать что-то делать, чем не пробовать ничего. Парадоксальным образом залы заполняются уже три недели, так что будет на что купить пару светофильтров поярче и двух-трёх актёров в помощь Инге Алсине.
Как пресытившийся гурман раз в квартал грызёт стебелёк сельдерея, запивая водой, как скучающий миллиардер, отложив цилиндр и сигару, раз в году едет домой на трамвае, так и латвийский кинолюбитель хотя бы раз в жизни отправляется в кино поддержать отечественного производителя. В обычную рижскую школу устраивается на работу молодая провинциалка, учительница русского языка. Ей достаётся выпускной класс. Пытаясь втереться в доверие к двенадцатиклассникам, Зане идёт на тесный контакт, который включает в себя ночную «экскурсию» на болдерайский пл