Один из лучших фильмов Хесуса Франко. Сюжет ленты перекликается с фильмом Жоржа Франжу "Глаза без лица". В небольшом городке начинают пропадать женщины, их убивает неизвестный. Есть свидетели, которые дают совершенно разные описания убийцы: одни говорят, что это жуткий монстр, а другие утверждают, что видели элегантного мужчину. Детектив, ведущий это дело, не знает, что делать. А в это время к нему приходит местный пьяница и утверждает, что замок, стоящий неподалёку от города, обитаем. Так и вышло. Жена детектива отправляется в бар, где к ней подходит одетый с иголочки джентльмен. Это и есть Доктор Орлофф, который заманивает женщин в уединённые места, где их убивает Морфо, бывший заключённый, а ныне умственно отсталое существо, выполняющее все приказы Орлоффа. В замке у этого человека лежит полуобгоревшая дочь, которой он пытается вернуть прежний облик, используя кожу убитых женщин. Теперь детективу придётся поспешить, иначе его жена станет одним из подопытных кроликов Ужасного Доктора Орлоффа... А сейчас самое время пройтись по всем достоинствам этой ленты. Это ранний и практически не содержащий никаких кровавых откровений фильм Франко с замечательной актёрской игрой. В первую очередь хочется снять шляпу перед Говардом Верноном, который прекрасно сыграл безумного Доктора Орлоффа, готового на всё ради своей дочери. Это действительно талантливый актёр, так и не получивший широкого признания, но зато уважаемый поклонниками еврокульта. Остальные исполнители, которых можно встретить в испанских ужасах 1970-х тоже хорошо исполнили свои роли. Сюжет фильма местами напоминает роман Мери Шелли "Франкенштейн", но не повторяет его. Просто здесь есть монстр и безумный доктор, а в остальном фильм не похож на великое произведение. Писал его сам режиссёр под псевдонимом Девид Кюне, причём в титрах написано, что картина снята по роману этого "писателя"! Франко создаёт очень необычную готическую атмосферу без всяких потусторонних вещей, но с не менее пугающими реальными. Она не похожа на атмосферу итальянского готического кино, а скорее основывается на классических фильмах американской студии Universal. Эта картина содержит две сцены с обнажённым женским телом, которые, кстати, были вырезаны из американской версии. Музыка в фильме не то чтобы плохая, но и не хорошая. Она мало влияет на зрителя и не содержит запоминающихся мелодий. Возможно, только в начале ленты саундтрек подобран хорошо. Эти барабанные дроби вкупе с нервозной атмосферой в сцене, где Морфо выходит из шкафа в квартире проститутки и убивает её, создают необыкновенный эффект. Кстати сам Хесус Франко сыграл здесь небольшую роль пьяницы, с которым героиня Дианы Лорис ехала в карете из бара, где с ней хотел познакомиться Доктор Орлофф. Благодаря этому и последующим фильмам режиссёр стал нежелательным в Испании и был внесён в список самых опасных режиссёров, созданный католической церковью в начале 1970-х годов. И напоследок хочется отметить, что "Ужасающий доктор Орлофф" породил массу подражаний и продолжений, некоторые из которых снимал сам Франко, а к Говарду Вернону навсегда прикрепилось амплуа "нехорошего" доктора. Этот актёр играл Орлоффа практически во всех фильмах, включая продукцию 1980-х годов, где он был уже в преклонном возрасте. Смотреть обязательно.
Совершенно случайно открыл для себя имя испанского кинорежиссёра, продюсера, сценариста, композитора, оператора, актёра и художника — Хесуса Франко. В Европе он завоевал себе славу одного их самых скандальных режиссёров ХХ века. Никогда не брезговал использовать в своих фильмах откровенные сцены насилия, жестокости и эротики, переходящей в порнографию. Однако, он, в первую очередь, был мастером визуальной картинки. Большинство его фильмов сняты качественно для своих лет, а снимал Франко очень много — аж с 1950-х до 2000-х (!) Гениальный чудак своей эпохи и «человек-оркестр» периодами делал по несколько картин за год.
Так вот, моё знакомство с творчеством Франко началось с одной из ранних его картин — «Ужасный доктор Орлофф» 1962 года. Он мне приглянулась с самого начала. Здесь всё типично для старых фильмов ужасов: мрачная музыка, чёрно-белая цветовая гамма, убийства и их расследования, а в конце стандартная развязка. По сути, этот фильм, скорее детектив, чем ужастик.
Вообще Хесуса можно назвать испанским Хичкоком. Да-да. У него тоже есть свой почерк, который чётко видно в работах 1960-х и 1970-х годов.
Вроде бы ничего запредельного в данной киноленте не показано, но составляющая ужаса всё же есть. Жутко становится, когда на экране появляется немой слуга доктора. Хороший грим. Очень запоминающийся персонаж. Сам же доктор Орлофф не такой ужасный и далеко не маньяк. Просто в определённый момент его жизни произошло переломное событие — в результате несчастного случая обгорела любимая дочь. После этого Орлофф и обезумел. Он поставил себе цель вернуть дочке прежний облик. Правда, делал это не жалея жизни других красивых женщин.
Все события развиваются довольно динамично, нет затянутости. Меня порадовал персонаж бродяги, который помогает полиции расследовать таинственные убийства. Актёр выложился на полную, здорово исполнив роль болтливого пьянчуги.
Конечно, сегодня такое кино мало кого зацепит. Видите ли, попса проникает в умы и сердца людей, разъедая вкусы и стирая их различия. Все одеваются одинаково, ведут похожий образ жизни «примерных нигилистов», слушают модную музыку и смотрят «типовуху». Примерно 90 % всех кинолюбителей предпочитают всякие лошовые «Сумерки» и супергеройское кино в духе «Человека паука» и «Бондиады». Им подавай экшены с супер-дупер графикой про ложные ценности. Два слова: «гламурная попса».
Данное кино не для таких. Оно может и не значится в картотеке американских оскароносцев, до для своего жанра очень интересное. Для 1962 года хорошо снято. Только ярым киноманам и поклонникам старых фильмов ужасов могу порекомендовать сею картину. В моей коллекции и этот фильм занял достойное место.
P.S.: единственное, что мешает мне поставить более высокий балл, это определённая доля наивности и предсказуемости некоторых сцен. Всё-таки, опыт просмотра подобных картин вносит свои коррективы в объективность оценки.
6 из 10
Совершенно случайно открыл для себя имя испанского кинорежиссёра, продюсера, сценариста, композитора, оператора, актёра и художника — Хесуса Франко. В Европе он завоевал себе славу одного их самых скандальных режиссёров ХХ века. Никогда не брезговал использовать в своих фильмах откровенные сцены насилия, жестокости и эротики, переходящей в порнографию. Однако, он, в первую очередь, был мастером визуальной картинки. Большинство его фильмов сняты качественно для своих лет, а снимал Франко очень много — аж с 1950-х до 2000-х (!) Гениальн