Из чего сделан классический вестерн? Прописанные типажи: бесстрашный герой (шериф), гнусный и кровожадный злодей, роковые красотки (всё больше из салуна). Плюс непременная перестрелка в финале (вариант — дуэль со стрельбой «от бедра»). Всё не совсем так в «3:10 на Юму»: здесь почти не стреляют, дуэли ведутся словесные, а главный разбойник (Г. Форд) излучает обаяние добряка и покорителя женских сердец. Да и нежданная развязка удивит зрителя (не будем сейчас о правдоподобии); кажется, музы жанра не смогли остаться в стороне от такой драматичной заварушки.
Э. Леонард написал свой рассказ, ставший основой сюжета, в 1953-ом — то есть через год после выхода легендарного фильма «Ровно в полдень». В интервью незадолго до смерти (в 2013-ом) автор говорил, что уже и не помнит, чем вдохновлялся, но нам от параллелей не уйти. Героем «Полудня» был профессионал при исполнении (Г. Купер), верный чувству долга и уязвлённый малодушием обывателей. Здесь же бремя чести выпадает обыкновенному ковбою (В. Хефлин) с ясной житейской мотивацией: нуждой в деньгах для водопоя скота и потребностью доказать семье свою мужскую состоятельность. Обеих целей наш ковбой достигает ещё до свистка на отправление, но необъяснимым, казалось бы, образом решает идти до конца — то есть на верную гибель. «Городской пьянчуга отдал свою жизнь, потому что считал, что люди должны жить c достоинством и в мире. Как вы думаете, могу ли я сделать меньше?!» Ох, как чертовски хороши вестерны для демонстрации проблемы экзистенциального выбора!
Наконец, женщины. Как и в «Полудне» их две, и обе, несмотря на скромный хронометраж присутствия, незаурядны. Жена ковбоя (Л. Дана) воплощает всю мудрость жизни с её несбывшимися ожиданиями и неутраченными до конца идеалами. Меланхолически прекрасная барменша (Ф. Фарр) ответственна за чудесный (и почти немыслимый для 1957-ого) эпизод соблазнения антигероем. Пусть и сверхкраткий, но такой лиричный роман: встретились два одиночества… а дальше? Разлука, тюрьма, большая дорога? Неисповедимы пути в великих вестернах…
P.S. Что в «Ровно в полдень», что «В 3:10 на Юму» поезда — на захолустнейших направлениях! — приходят точно по расписанию. Воистину дивные были времена.
Из чего сделан классический вестерн? Прописанные типажи: бесстрашный герой (шериф), гнусный и кровожадный злодей, роковые красотки (всё больше из салуна). Плюс непременная перестрелка в финале (вариант — дуэль со стрельбой «от бедра»). Всё не совсем так в «3:10 на Юму»: здесь почти не стреляют, дуэли ведутся словесные, а главный разбойник (Г. Форд) излучает обаяние добряка и покорителя женских сердец. Да и нежданная развязка удивит зрителя (не будем сейчас о правдоподобии); кажется, музы жанра не смогли остаться в стороне от такой драматичной з