the sky lit up Shared publicly - 2015-08-12T21:51:00Z
Этот фильм — первый из просмотренных мной в фильмографии швейцарского режиссёра и сценариста Алена Таннера. Надо признать, что знакомство с его творчеством вышло весьма многообещающим.
«В белом городе»…
Уже по названию киноленты можно догадаться, что месту действия здесь придается особое значение. Лиссабон выступает в качестве одного из «действующих лиц», и возможно, что именно он здесь центральный элемент повествования. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь истории, подобные показанной в фильме и могут случиться только «в белом городе» — месте, где всё будто в полусне, и окутано едва видимой дымкой, в точности, как на размытых кадрах любительской видеокамеры главного героя.
Моряк Поль, во время одной из остановок своего корабля сходит здесь на берег. Вроде бы, ничего необычного нет, вот только он не собирается возвращаться на корабль. Зайдя выпить пива в первый попавшийся бар и познакомившись там с горничной, он останавливается в гостинице этажом выше. Решение кажется спонтанным и случайным, но в то же время оно полностью осознанно.
Сначала Поль кажется человеком, который просто решил взять паузу в бесконечной череде рутинной работы на «плавучем заводе для сумасшедших», как он сам называет свой корабль. Можно подумать, что он просто запутавшийся в себе человек, совсем не представляющий, что он будет делать со своей жизнью в дальнейшем, и что вообще необходимо делать. Возможно это и так, но скорее лишь на первый взгляд.
По мере просмотра становится понятно, что персонаж, блестяще воплощенный на экране Бруно Ганцем, гораздо интересней и сложнее. Во-первых, я говорю о том, что речь здесь идёт вовсе не о «паузе» в жизни, а об ее намеренной остановке. Мы наблюдаем за полностью осознанным отказом двигаться дальше, Поль отрицает какой-либо смысл во всем происходящем и в жизни как таковой.
«Мне хорошо. Я свободен. Я ничего не делаю. Я не в отпуске. Ведь в отпуске ты что-то делаешь, как-то организуешь своё время. У меня иначе…»
Ещё более интересной личностью Поля делает его неоднозначный характер. Добродушная улыбка Бруно Ганца просто не может не располагать зрителя, но вот, к примеру, измена своей возлюбленной, верной ему на родине, вполне может восприниматься как поступок вне рамок традиционной нравственности. Но этим и ценно кинотворение Алена Таннера — складывается впечатление истории про «живого человека», со своими достоинствами и недостатками. В этом фильме вообще невозможно найти признаков какого-либо морализаторства, мир в данной киноленте не делится лишь на «хорошее» и «плохое», как не делится на эти однозначные категории и наша жизнь. Автор отказывается выстраивать свою кинематографическую реальность по шаблонам, что, безусловно, идёт фильму лишь на пользу.
По жанру это кино, пожалуй, ближе всего к роуд-муви, но стопроцентно таковым оно не может являться хотя бы потому, что в «фильмах в дороге» герои все время куда-то идут и движутся вперед, в то время как здесь всё будто останавливается.
«-Ваши часы идут наоборот.
-Нет, они идут правильно. Это мир движется наоборот»
Во время и непосредственно после просмотра фильма меня не покидало чувство какого-то поразительного умиротворения, передающееся через экран. «В белом городе» подкупает своей особой атмосферой, будто все находится под покровом некой тишины и покоя. Что удивительно, даже вкрапление в сюжет некоторых криминальных событий не мешает этому спокойствию. А некоторая «размытость» повествования, разбавленная задумчиво-прекрасными джазовыми композициями лишь его усиливает.
Что же до самой истории…Хоть герой и признается позже, что единственной страной которую он любил является море, и всё, казалось бы, должно вновь пойти своим чередом — время уже вряд ли когда-либо будет течь для него так же, как раньше, после своей остановки в удивительном и прекрасном «белом городе».
Этот фильм — первый из просмотренных мной в фильмографии швейцарского режиссёра и сценариста Алена Таннера. Надо признать, что знакомство с его творчеством вышло весьма многообещающим. «В белом городе»… Уже по названию киноленты можно догадаться, что месту действия здесь придается особое значение. Лиссабон выступает в качестве одного из «действующих лиц», и возможно, что именно он здесь центральный элемент повествования. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь истории, подобные показанной в фильме и могут случиться только «в белом