Vladimir SorokinShared publicly - 2017-03-08T19:22:00Z
«-Без галстука не положено!
- Но это — мой стиль.
- А стиляг мы, вообще не пускаем!»
(из фильма)
«На сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы». Если в эту формулу драмы, которую вывел сам Антон Павлович Чехов, добавить, что люди ещё и остротами обмениваются, переругиваются, но ничьи судьбы не рушатся — в крайнем случае, бьются чашки, то мы получим формулу комедии положений.
Именно такой комедией и является «Вечерний лабиринт». Жанр этот больше подходит для сцены, чем для экрана. Нет в нём места для головокружительных трюков, поражающих спецэффектов, невероятных операторских и монтажных изысков. Нас не впечатляют живописными пейзажами, поскольку действие, как правило, происходит в закрытых помещениях, да и разнообразием интерьеров нас, обычно, не балуют (сказывается сценическое «единство места»). Иногда (уже по принципу «единства времени») действие протекает, если и не в реальном времени, то в весьма ограниченных временных рамках — день или сутки (как в случае с «Вечерним лабиринтом»), В основе сюжета не лежит лихо закрученная интрига. Собственно говоря, сюжет, зачастую, носит довольно условный, водевильный (а комедию положений часто сравнивают с водевилем) характер и особого значения не имеет.
«Что же тогда имеет значение?» — можете спросить вы. Ради чего смотреть такой фильм? А ради чего мы смотрим и пересматриваем рязановские «Ирония судьбы» и «Служебный роман» или, с моей точки зрения, вершину кинематографического воплощения комедии положений — «Оскар» Эдуардо Молинаро с незабываемым де Фюнесом?
Прежде всего, комедия положений это невероятная лёгкость стиля, которую обеспечивает хороший сценарий с остроумными диалогами. Это очень не просто, поскольку шутить приходиться, что называется, «на пустом месте». Даже не вериться, что для Георгия Николаева сценарий фильма был дипломной работой. Настолько в нём всё виртуозно увязано, настолько отточено. А реплики из фильма и сегодня можно услышать в разговорах, хотя, произносящие их, и не догадываются о первоисточнике:
«В этом ты весь. В этом ты вся!»
«Она такая — то играет, то не играет».
«Галстука нет, могу предложить печенье».
«Будешь пить молоко, будешь бегать далеко».
Не меньшее, если и не большее, значение имеет и то, кто произносит эти реплики. В плане актёрского состава этот негромкий фильм может дать фору многим прославленным «хитам». Прежде всего, это, конечно, Владимир Басов. Среди множества ролей этого легендарного актёра (и режиссёра) главных было не так уж и много. И в этом фильме он сполна использовал представившийся ему шанс, буквально, купаясь в роли. Под стать ему известнейшие Татьяна Васильева и Александр Лазарев и, менее популярный, но очень талантливый Виктор Ильичёв. Во второстепенных ролях тоже «знакомые всё лица» — Валентина Талызина. Николай Парфёнов. Александр Пашутин, Михаил Кокшенов. О «знакомых лицах» я не зря написал. Если вы смотрели достаточное количество советских фильмов, то и многих актёров, занятых в эпизодах, узнаете в лицо, даже не зная их фамилий. Особое внимание обратите на престарелого вахтёра — играет его актёр с очень характерной внешностью Георгий Светлани, а озвучивает тёзка с очень характерным, я бы, даже, сказал, легендарным голосом Георгий Миляр.
Ко всему этому добавьте ещё и прекрасную «стильную» музыку легендарного (если вам кажется, что я слишком часто использую это прилагательное, то, что поделать, ведь, так оно и есть) Георгия Гараняна.
Остаётся только сожалеть, что эта невероятно талантливая комедия не стала по-настоящему популярной и сегодня, практически забыта. Возможно, в этом повинны тяжеловесные ярлыки, которые навесили на неё не самые грамотные критики и, уж, простите, не самые понимающие зрители — «сатирическая», «критическая», «гротескная» и т. д. Нет — искромётная, лёгкая, динамичная, остроумная и стильная, какой и должна быть истинная комедия положений. И, хотя, общепризнанными мастерами этого жанра являются французы, я думаю, что «Вечерний лабиринт» вполне может конкурировать с лучшими их творениями.
«-Без галстука не положено! - Но это — мой стиль. - А стиляг мы, вообще не пускаем!» (из фильма) «На сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы». Если в эту формулу драмы, которую вывел сам Антон Павлович Чехов, добавить, что люди ещё и остротами обмениваются, переругиваются, но ничьи судьбы не рушатся — в крайнем случае, бьются чашки, то мы получим формулу комедии положений. Именно такой комедией и является «Вечерний лабиринт». Жанр этот больше подходит для сцены, чем для экрана. Нет в нём места для головокружител