Девочка Альбрун живет со своей матерью высоко в горах в одинокой избушке, потому что местные считают их ведьмами. Действие происходит в 15 веке, но об этом мы узнаём из синопсиса. Жизнь в заснеженной избушке где-то на краю мира мало изменилась за последние 500 лет. В 20 веке поменялась лишь одежда. А люди с их страхами, нетерпимостью ко всему иному и желанием кучковаться по признаку похожести остались такими же.
Фильм представляет собой этническую зарисовку, несколько картинок страшной и тяжелой жизни одинокой женщины. Вот маленькая Альбрун (Селина Петер) ухаживает за умирающей от страшной болезни матерью (Клаудия Мартини). Вот повзрослевшая Альбрун (Александра Квен) повторяет судьбу своей матери, одиноко выживая со своей дочерью, гонимая деревенскими жителями с подачи местного священника. Вот в ее жизни появляется странная подруга (Таня Петровски), но что ей на самом деле нужно от нелюдимой отшельницы?
«Ведьм» австрийского режиссера Лукаса Файгелфелда (в оригинале «Hagazussa») можно по праву назвать авторской работой. Он сам написал сценарий и сам занимался продюсированием. На самом деле это его дипломная работа, снятая за счет краудфандинга. У Файгелфелда вышел стильный и цельный фильм с простым, но нетривиальным сюжетом, совсем не похожий на типовые дебютные ужастики и оставляющий место для интерпретации самим зрителем. В фильме мало действия и еще меньше диалогов. Главная героиня за весь фильм не произносит и десяти слов.
Файгелфелд не стремится пугать зрителей дешевыми приемами. Ужас нагнетается на более глубинном уровне. В архаическом сознании физический мир и мир духов и демонов едины. Даже и в наши дни, стоит человеку остаться одному, как его начинают одолевать демоны. И неважно, что демоны живут не столько в лесах и болотах, сколько в головах людей, и питаются не кровью, а скорее страхами и подавленными желаниями, взращенными одиночеством.
Не обращайте внимания на постер в стиле хэви металл. Ничего такого в фильме нет. Его можно сравнить с фильмом «Ведьма» Роберта Эггерса («The Vitch: A New-England Folktale, 2015»), снятом в похожей стилистике и на сходную тему. Кстати Hagazussa на старонемецком диалекте означает демоническую женскую сущность.
Саундтреком к фильму идет drone ambient от MMMD — Mohammad. Это такое монотонное жужжание/гудение под электронный аккомпанимент. «Музыка» (в кавычках) на любителя, причем очень сильно на любителя. Но она настолько в тему фильма, что ощущается где-то на уровне желудка. Отличный фон для медитативного ужастика. Кстати, альбом «Hagazussa — A Heathens Curse OST» уже девятый в дискографии Mohammad.
Фильм нестандартный и некомфортный для просмотра. Он явно не предназначен для огромных кинозалов и попкорновых мультиплексов. Нет, широкий экран ему очень даже к лицу. Все эти бездонные и бескрайние панорамы холодных Альп лучше всего смотрятся на большом экране (великолепная работа оператора Мэриэл Бакейро), где они дают возможность проникнуться агорафобией и почувствовать себя не царем природы, а мешком костей, обтянутым весьма уязвимым клочком кожи. Но настрой мультиплекса и чувство толпы если не за спиной, то за ближайшей перегородкой все портят. Для просмотра фильма требуется определенный настрой. Фильм вас либо затянет, либо вы заснете.
7 из 10
Девочка Альбрун живет со своей матерью высоко в горах в одинокой избушке, потому что местные считают их ведьмами. Действие происходит в 15 веке, но об этом мы узнаём из синопсиса. Жизнь в заснеженной избушке где-то на краю мира мало изменилась за последние 500 лет. В 20 веке поменялась лишь одежда. А люди с их страхами, нетерпимостью ко всему иному и желанием кучковаться по признаку похожести остались такими же. Фильм представляет собой этническую зарисовку, несколько картинок страшной и тяжелой жизни одинокой женщины. Вот маленькая Альбрун