Этот исторический мини-сериал, как было справедливо замечено, снят в поджанре «докудрамы» и по сути является художественным фильмом, в котором события прошлого воспроизводятся актёрами с почти документальной точностью. Его создатели немногим ранее отметились работой в цикле «Древний Рим. Расцвет и крушение империи». Поскольку каждая серия снималась разным составом режиссёров, сценаристов и операторов — постольку в целом получилась мозаичная, разноплановая — и вместе с тем весьма достойная работа, которую смело можно рекомендовать для просмотра всем любителям жанра.
Формат рецензии вряд ли вместит в себя обзор всех эпизодов, поэтому остановимся в качестве примера лишь на первом в списке, о Наполеоне Бонапарте. Этот эпизод явно «особенный» и сразу ставит высочайшую повествовательную планку для всех остальных серий, так впрочем, и не достигнутую.
Первая серия — эдакий маленький шедевр документального кино о личности огромного масштаба, созданный заклятыми (в прошлом) врагами, с которыми Бонапарт вёл многолетнюю и очень упорную войну — войну на уничтожение… Фирменная фишка создателей сериала — поместить известную историческую персону в неизвестные широкой публике обстоятельства здесь блистает во всей красе. И Наполеон предстаёт перед нами не в блеске и сиянии неувядающей славы, а как никому неизвестный молодой человек, нуждающийся и страдающий, вынужденный заботиться о своей большой семье, где главную роль играла мать — сильная, властная и честолюбивая женщина, главный советчик и утешитель для сына в тяжёлое и для страны, и для семьи время. Но и в такой, казалось бы, безвыходной ситуации в молодом Бонапарте проглядываются зачатки его стратегического гения и будущего величия, умение подчинять, властвовать и увлекать за собой людей, искать нестандартные решения, проявлять инициативу.
Эпизод снят как бы в полуцвете, что трактовать можно двояко: а) намёк авторов на то, что перед нами — предыстория Бонапарта; б) указание на смуту и неопределённость той грозной для Франции поры. С технической точки зрения съёмки выполнены безупречно и фильм содержит вообще множество деталей и ёмких штрихов, которые можно оценить, только пересматривая фильм. А пересматривать его тянет снова и снова. Актёрская игра — выше всяких похвал, и здесь я бы в первую очередь отметил даже не Тома Бёрка, а его антагониста — Роба Брайдона (Фрерон). Очень оригинальная идея, кстати, — взять на роль палача и главного злодея одного из лучших комиков Англии…
Надо заметить, что полная версия фильма приблизительно на 10 минут длиннее того, что выпущено на DVD. В удалённых сценах раскрываются подробности отношений Полины (сестры Бонапарта) и Фрерона, закончившиеся неудачной попыткой сватовства.
И ещё совет тем, кто не смотрел фильм. Обязательно прочтите книгу «Наполеон» Евгения Тарле — и тогда получите при его просмотре непередаваемое, ни с чем не сравнимое удовольствие!
9 из 10
Этот исторический мини-сериал, как было справедливо замечено, снят в поджанре «докудрамы» и по сути является художественным фильмом, в котором события прошлого воспроизводятся актёрами с почти документальной точностью. Его создатели немногим ранее отметились работой в цикле «Древний Рим. Расцвет и крушение империи». Поскольку каждая серия снималась разным составом режиссёров, сценаристов и операторов — постольку в целом получилась мозаичная, разноплановая — и вместе с тем весьма достойная работа, которую смело можно рекомендовать для просмотра