«Великолепные Амберсоны» — второй полнометражный фильм, поставленный Орсоном Уэллсом. Именно с этой картины начинается поразительная история борьбы автора за свои картины, наносившая подчас невосполнимый урон многим его кинопроизведениям.
В увертюре к фильму незримый рассказчик в лице самого Уэллса с нотками упоительной меланхолии в голосе знакомит зрителя с небольшим американским городком на Среднем Западе, где царят ритм и обычаи прекрасной эпохи неспешности и тихого благополучия XIX века. Род Амберсонов является центром жизни в городе. Остальные жители существуют здесь лишь словно для того, чтобы жить событиями, происходящими в роскошном особняке Амберсонов.
Снятый на основе литературного источника, «Великолепные Амберсоны» представляет собой историю упадка и вырождения респектабельного американского рода на фоне глобальных перемен. Фильм может напомнить роман «Будденброки» Томаса Манна, ввиду сюжетной схожести, а также того, что в обоих произведениях действия происходят на рубеже XIX и ХХ веков. Однако если в раннем романе Манна идейная «начинка» во многом состоит из устремления в сферы философские (что так свойственно немцам), то в фильме Уэллса акцент делается на цивилизационном сдвиге. Растянутая на более чем двадцать лет любовная история представительницы рода Амберсонов Изабель и изобретателя «безлошадных экипажей» Юджина Моргана — своеобразный каркас для изображения социальных и технологических перемен, постигнувших мироустройство: сословное, вертикальное общество уступает место горизонтальному, а машины (в широком смысле) переносят человека в новый век.
Джордж, последний и самый молодой из великолепных Амберсонов, воплощает в себе обратную сторону аристократизма, являясь одновременно символом его вырождения. Джорджи эгоцентричен, заносчив и надменен. Его появление — плод союза хороших людей, которые не любили друг друга, но сошлись в результате досадной нелепости, что не без иронии изображено во вступительной части картины. В условном соперничестве Джордж противостоит Юджину Моргану, который наоборот выступает персонажем всецело светлым и положительным вплоть до самого конца, когда метафорически становится хранителем памяти об ушедшей эпохе. Примечателен монолог Моргана (уже немолодого, но преуспевающего автопромышленника), в котором он, в ответ на выпад до стороны Джорджа, задумчиво обозначает приход машин как нечто неизбежное, но и неоднозначное. «Машины изменят войну, и они изменят мир», — пророчески произносит он. Первая мировая уже скоро.
Однако, появление машин и их распространение ассоциируется не только с экспансией новых средств передвижениия и новых видов оружия, но и с рождением кинематографа. Как известно, кино как никакой другой вид искусства связано с развитием техники. Данный фильм Уэллса помимо прочего подводит к тому, что кино тоже принадлежит к новой эпохе, что пришла на смену Амберсонам. Эта идея словно подчеркивается оригинальным способом представить создателей фильма, заменив таким образом привычные титры. Уже после окончания фильма Уэллс от собственного имени перечисляет оператора, монтажера, звукооператора и вообще членов съемочной команды, и каждое новое имя сопровождается изображением соответствующей кинотехники. Представление же главных актеров напоминает замечательный шестиминутный фильм 1905 года «Вся семья Дэм и их собака». В 1905 году кино еще не было искусством, как не было еще полноценным автомобилем то средство передвижения, на котором отвергнутый молодой Юджин отъезжает от особняка пока еще великолепных Амберсонов.
«Великолепные Амберсоны» — второй полнометражный фильм, поставленный Орсоном Уэллсом. Именно с этой картины начинается поразительная история борьбы автора за свои картины, наносившая подчас невосполнимый урон многим его кинопроизведениям. В увертюре к фильму незримый рассказчик в лице самого Уэллса с нотками упоительной меланхолии в голосе знакомит зрителя с небольшим американским городком на Среднем Западе, где царят ритм и обычаи прекрасной эпохи неспешности и тихого благополучия XIX века. Род Амберсонов является центром жизни в городе. Ос