Раман ПлавінскіShared publicly - 2015-07-09T12:42:00Z
Каждая эпоха порождает внутри себя определённый протест. Холден Колфилд и Рэндл МакМёрфи — это бунтари 50—60-х годов, их бунт насквозь мужской, патриархальный, причём громкий, решительный и нескромный. Современный протест — это уже и внутренняя борьба, нерешительная, робкая, борьба вслепую, но, думаю, более искренняя и человечная. А ещё на её лице всё больше проступают женские черты.
Вспоминается душевная компьютерная игра «Life is strange» — её героиня такая же одинокая девчонка, с виду серая и неприметная, расколотая внутренней борьбой, пытающаяся изменить несправедливую реальность. Почему и там, и здесь действует девочка-подросток? Новый архетип эпохи? Или изменившийся за полтораста лет образ всё той же кэрролловской Алисы? Из целомудренной викторианской девочки она трансформировалась в мечтательно-романтичную, «не такую, как все», но вроде бы гармоничную девчонку рубежа столетий («Лабиринт» Джима Хэнсона, «Коралина в стране кошмаров» Селика, «Зеркальная маска» МакКина), а в наше время вылилась в одинокую, колеблющуюся, но сильную, способную на борьбу девушку-унисекс, с мальчишеской внешностью, но хрупкой, больной душой? Не знаю.
Почему-то сквозь культуру последних 150-и лет красной нитью проходит образ девочки, которая соприкасается с иной реальностью. Здесь и цикл Баума-Волкова о Стране Оз, но образ Дороти-Элли, кажется, лишён такой проницательности и глубины.
Похоже, общество взрослеет, взрослеет и Алиса, но никак не может расстаться с иномирьем, что перерастает из детского увлеченья в пугающую, навязчивую болезнь. Оттого и новые реинкарнации героини всё мрачнее, в них всё больше сумасшествия, одиночества и отрешённости. Но Алиса исполняет необходимую миссию, ведь Страна Чудес, в которой она завязла ради нас всех, — это бездонная пропасть мировых Знаний, это колодец Истины.
Современная Алиса стала сильнее и жёстче, стала на скейтборд, подстриглась под мальчика и, кажется, переживает какую-то тяжёлую внутреннюю ломку. Похоже, она стоит на пороге какого-то нового уровня, готова взойти на какую-то новую ступень развития. Быть может, полуторавековой образ гостьи в Чужом Мире исчерпывает себя, и следующей будет новая Алиса, которая делает наш мир похожим на Зазеркалье? А персонаж Сары-Вербо символизирует этот переход? Не знаю, посмотрим.
Каждая эпоха порождает внутри себя определённый протест. Холден Колфилд и Рэндл МакМёрфи — это бунтари 50—60-х годов, их бунт насквозь мужской, патриархальный, причём громкий, решительный и нескромный. Современный протест — это уже и внутренняя борьба, нерешительная, робкая, борьба вслепую, но, думаю, более искренняя и человечная. А ещё на её лице всё больше проступают женские черты. Вспоминается душевная компьютерная игра «Life is strange» — её героиня такая же одинокая девчонка, с виду серая и неприметная, расколотая внутренней борьбой, п