Михаил Мицкевич 3946646 kpShared publicly - 2016-01-02T18:42:00Z
Возможно, это последний советский шпионский фильм. Его премьера состоялась спустя два месяца после ГКЧП и ровно столько же оставалось до распада СССР. Но не поэтому он такой откровенно слабый и неправдоподобный.
В первую очередь причина в том, что картина поставлена по сценарию, написанному людьми, не разбирающимися в работе спецслужб. Специалистов разведки/контрразведки к производству фильма, очевидно, не привлекали. Главным консультантом в титрах указан генерал-майор А. П. Бугаев, являющийся, по данным Интернета, ветераном органов внутренних дел, а не государственной безопасности. И этим все сказано. Милицейским душком в фильме пронизана вся оперативная часть сюжетной линии. Причем душок этот кинематографический и навеян в лучших традициях «Инспектора Лосева».
В то же время, «Вербовщик» не из самых худших фильмов, созданных в тот нелегкий для отечественного кинематографа перестроечный период. Я все же смог досмотреть его конца и даже за один заход. Но если откровенно, это случилось лишь благодаря небольшому хронометражу картины, а также возникшему вдруг у меня под настроение желанию посмеяться над его художественным примитивизмом.
Что первое бросается в глаза? Сама ситуация о том, что ЦРУ приняло к себе на работу перебежчика может соответствовать реальности (в истории шпионаж такое бывало не раз). Но что его отправили нелегалом в Москву вербовать для нужд американской науки — это перебор (думаю разъяснять почему, не нужно). А именно с этой сверхсекретной миссией герой Михайлова и прибывает в родной город, где числиться пропавшим без вести. Не менее забавляет зрителя работа местной контрразведки. Советская спецслужба в картине весьма странная. Её сотрудники внешне вроде чекисты, а функции и стиль работы милицейские (оно-то ясно — кто консультант..). Так особое «удовольствие» мне доставляло наблюдать за совещаниями руководителя якобы контрразведки (исполняет Смирнитский) с подчиненными сотрудниками, поставленные по шаблону фильмов о работе уголовного розыска. Складывается впечатление, что в этом суперподразделении шпионов выявляют и упаковывают ежедневно к тому же пачками. И все это у них с непринужденной легкостью выходит, как в магазин за хлебом сходить.
Не менее забавными выглядят образы и действия американских агентов в Союзе. Автор, конечно же, приписал их к криминалитету, не учитывая многочисленные аспекты природы самого шпионажа. Уморительно наблюдать за их «слаженной» работой. Постоянно возникает только вопрос — как эти клоуны-костоломы вообще были привлечены самой сильной спецслужбой мира к такой хирургической работе? Вопрос конечно риторический.
Итог: не смотря на серьезность заявки, картина получилась низкосортной и может составить конкуренцию разве что только самым слабым фильмам обсуждаемого жанра. В ходе ее просмотра зрителя не покидает чувство несерьезности и неестественности происходящего. Возникает сомнение в правдоподобности событий. Я бы сказал, происходящее напоминает фарс. Ценителям жанра особо смотреть не рекомендуется — будет жаль потраченного времени.
Возможно, это последний советский шпионский фильм. Его премьера состоялась спустя два месяца после ГКЧП и ровно столько же оставалось до распада СССР. Но не поэтому он такой откровенно слабый и неправдоподобный. В первую очередь причина в том, что картина поставлена по сценарию, написанному людьми, не разбирающимися в работе спецслужб. Специалистов разведки/контрразведки к производству фильма, очевидно, не привлекали. Главным консультантом в титрах указан генерал-майор А. П. Бугаев, являющийся, по данным Интернета, ветераном органов внутренн