В центре сюжета две Марии. Мария-1 (Брижит Бардо) — ирландка, с детства помогающая папочке-террористу в его профессиональной деятельности. Но вот ее отец погибает, и Мария, которая уже давно в розыске, вынуждена бежать. Мария-2 (Жанна Моро) — актриса варьете, гастролирующего по Мексике. Ее напарница покончила с собой, так что петь дуэтом теперь ей не с кем. По стечению обстоятельств Мария-1 попадает прямехонько в домик на колесах Марии-2, и сюжет начинает закручиваться. Начинается с того, что обе Марии во время пения нечаянно исполняют стриптиз, а заканчивается все, чего вряд ли вот так сразу можно ожидать, победой в революционной борьбе.
Как уже справедливо заметили рецензенты, здесь будет все. Будет много юмора, будет сатира, но будет и трагическое. Будет война и будет любовь. Будут подвиги и будут глупости. Несмотря на то, что по своим составляющим фильм — этакий взрывной коктейль, он все-таки в большей степени легкий, хотя основная его тема — свобода личности и свобода народа — очень серьезна и важна. Может, поэтому этот фильм так и цепляет.
А может, причина того, что фильм так нравится и к нему хочется возвращаться, — это актерская игра.
Если верить мемуарам Б. Б. и более поздней биографии Б. Б. «Брижит Бардо. Непредвзято», этот фильм стал своеобразной дуэлью между двумя актрисами. Жанна Моро — олицетворение профессионализма, отточенности актерского мастерства. Брижит Бардо — олицетворение грации, естественности и опять-таки актерского мастерства (а играть она умеет: посмотрите с ней «Истину» или «Презрение», сами убедитесь). Первая сдержанная, вторая — своя в доску. Первая чистенькая и с аккуратной прической, которая, кажется, ни разу не развалилась, несмотря на все активные действия во второй части фильма. Вторая — не боящаяся быть взлохмаченной и чумазой.
И, честное слово, мои аплодисменты — именно Брижит. Это просто надо видеть. Как она чистит фасоль. Как она впервые выступает на подмостках. Как пьет молоко. Как возвращается после ночи любви (по сюжету впервые познав любовь): в изорванном платье, с синяками на руках и шее, но при этом идет царственной походкой, с гордо поднятой головой. Как простодушно разваливается потом на стуле, рассказывая Марии-2 о том, что любовь и в самом деле прекрасна. Как стреляет или кидает гранату. Чувственность и юмор из нее просто бьют ключом. Она неподражаема.
На ее фоне Жанна Моро несколько бледнее, на мой взгляд, хотя с ней есть красивые и глубокие сцены (ее свидание с революционером Флоресом за решеткой, например). Честно говоря, с фильмографией Жанны Моро я знакома недостаточно хорошо, но все, что я с ней видела, было серьезным кино. Она и сама серьезна, по-своему очень женственна, интеллектуальна, если угодно, но в этом фильме еще и много веселого, а вот этой веселости ей, как мне кажется, не хватило. Поэтому все-таки «Вива, Брижит!», а не «Вива, Жанна!»
Несколько слов о второстепенных героях. В первую очередь это колоритная семья фокусников по фамилии Диоген, в особенности мадам Диоген (Полетт Дюбо) и сын Хуанито Диоген, которому по сюжету вечно достается (то — неоднократно в воспитательных целях — пощечины от матери, то метательный нож в руку во время представления, то дамская шляпка на голову, то дождь из монет). Команда акробатов, которые умеют не только исполнять акробатические номера, но и, когда нужно, и подпевать, и стрелять, и спасать. Настоятель церкви, которого не устраивает, что вместо Девы Марии в Сан-Мигеле стали чтить двух Марий, и отнюдь не святых. Англичанин, на протяжении всего фильма изобретающий ружье, которым можно было бы стрелять из-за угла. Все эти герои по ходу действия способствуют созданию веселой кутерьмы, которая пронизывает собой весь фильм.
В фильме немало гэгов, которые равнодушными зрителя не оставляют. Голубь, который то оживает, то уплывает, сидя на Соборе Парижской богоматери, то кидает гранаты, расправляясь с захватчиками. Скелет, встреченный нашими героями в пустыне. Финал с настоятелем церкви («Ох уж эти дамочки!»). Сцена пытки главных героинь, когда перед ними извиняются за неисправность оборудования, которое долго не было в употреблении… В общем, всего не перечислишь, это опять-таки надо смотреть.
Резюмирую. Отличный фильм, который легко говорит о серьезном.
8 из 10
До восьми снижаю за не вполне, на мой взгляд, удавшуюся роль Моро.
В центре сюжета две Марии. Мария-1 (Брижит Бардо) — ирландка, с детства помогающая папочке-террористу в его профессиональной деятельности. Но вот ее отец погибает, и Мария, которая уже давно в розыске, вынуждена бежать. Мария-2 (Жанна Моро) — актриса варьете, гастролирующего по Мексике. Ее напарница покончила с собой, так что петь дуэтом теперь ей не с кем. По стечению обстоятельств Мария-1 попадает прямехонько в домик на колесах Марии-2, и сюжет начинает закручиваться. Начинается с того, что обе Марии во время пения нечаянно исполняют стриптиз