Я хотел вспомнить и иную цитату. «Этих дней не смолкнет слава, не померкнет никогда: партизанские отряды занимали города,» — так хотелось начать эту рецензию. Но, увы, тема забытых уж слишком актуальна, причём, во все времена, а уж в наш век, когда информация суть главное оружие, и подавно.
Наряду с «Брестской крепостью» и «Городом жизни и смерти» это — одна из самых правдоподобных, тяжёлых и трагичных картин, в которых в конце, всё же, торжествует справедливость, которые мне довелось посмотреть. Батальные сцены напряжены и реалистичны до предела, всё время неясно, в чью сторону, всё же, качнётся чаша весов в том или ином бою, хотя, порой, какое-то унылое предчувствие помогает угадать, что станется с тем или иным персонажем, как это было в сцене, когда с руки белого (гоминьдановского) офицера один из красных снимает часы и встаёт в полный рост, забыв о том, что за ним наблюдает залёгший в тени замёрзшего кустарника снайпер, немедленно поплатившись за свою оплошность. Всё чаще мы видим смятение на лицах повстанцев: уйти и сохранить жизни, нарушив приказ, либо умереть всем до одного. Их нельзя упрекнуть в трусости, но и жить людям хочется, и это нормально. Но как раз последнее и служит причиной их гибели, ибо в конце горнист, сигнала которого бойцы капитана Гу Ци Ди так и не дождались, сознаётся, что только ради того, чтобы Центральный Полк сохранился, отряду капитана Гу пришлось превратить старую шахту в очередные Фермопилы, причём, как мы, к большому сожалению, видим, это проходит у них весьма неудачно. И каким же грубым, отвратительным кощунством кажется сам факт того, что те сорок семь парней, отдавших жизни за спасение большинства, так несправедливо забыли, оставив гнить в угольной шахте, и только благодаря полубезумным ходатайствам ослепшего капитана Гу и его друзей о них стали вспоминать. Порой волей-неволей вспоминаются слова Леонида из фильма «300 спартанцев» 1962 года: «Сегодня против старейшин у меня, видимо, тоже был только деревянный меч: все мои доводы и аргументы лишь разбивались об их стену непонимания,» — именно так можно охарактеризовать отчаянные, до боли жизненные попытки Гу Ци Ди реабилитировать своих бойцов в его яростных спорах с властями, доходящих до употребления непотребных выражений открыто в адрес членов Партии. И, всё же, его понимают, и он получает необходимую помощь, и в конце мы видим его отдающим честь у мемориала своим бойцам — одним из многих героев, отдавших жизнь за свободу тех, кто работали ломами и кирками на их братской могиле в той злополучной угольной шахте.
Однако, придраться, всё же, малость есть, к чему. Мы все видели момент гибели второго политрука в конце фильма, когда он подрывает вход в шахту. Однако до этого, где-то в середине фильма, Гу говорит его жене, что тот был убит осколком шрапнели. Но это — мелочь, хотя и может броситься в глаза.
Главное то, что в этом фильме мы видим восторжествовавшую справедливость. А вот у нас, в России, такого нет. То есть, вообще. У нас таких людей поливают грязью и осуждают за «братоубийственную войну», хотя сыновьям их говорят: «Спасибо за Победу.» Вот только за какую победу? Установили бы мы флаг над Рейхстагом, не будь бы в своё время у нас, в России, таких же парней, памятник которым воздвигли в конце этого фильма?
Фильм заставляет задуматься очень о многом. О том, например, что герои — это, прежде всего, такие же люди, как и мы. У них есть свои имена. И как легко герой может стать безымянной табличкой на мемориальном кладбище, над которой кто-то воскликнет: «Но ведь как-то же мама его назвала!»
Однозначно, ставлю фильму:
10 из 10
Я хотел вспомнить и иную цитату. «Этих дней не смолкнет слава, не померкнет никогда: партизанские отряды занимали города,» — так хотелось начать эту рецензию. Но, увы, тема забытых уж слишком актуальна, причём, во все времена, а уж в наш век, когда информация суть главное оружие, и подавно. Наряду с «Брестской крепостью» и «Городом жизни и смерти» это — одна из самых правдоподобных, тяжёлых и трагичных картин, в которых в конце, всё же, торжествует справедливость, которые мне довелось посмотреть. Батальные сцены напряжены и реалистичны до пр