В наши дни сложно встретить хороший хоррор про оборотней. Начав свою родословную в кино с легенд о Человеке-волке, вервольф-ужасы активно были представлены в эпоху Золотого Голливуда, так что такие мальчишки, как Джо Данте и Джон Лэндис могли, прильнув к телеэкрану, смотреть на жестокие превратности судьбы, превращающие людей в монстров посредством укуса. Как и всякие легенды, это метафора, повествующая о двух природах в нас — звериной и человеческой — которые постоянно конфликтуют.
В 1930—1940-гг не могло быть и речи о кровавых сценах. Кодекс Хейса строго запрещал такие безобразия. Однако, находясь в рамках жёсткой цензуры, режиссёры искали иные способы напугать зрителя — например, придумать таких героев, которым можно сопереживать, или же создать атмосферу тайны, почти детективной интриги — кто злодей и на сколько он близко.
Прошли годы, сменилась мода, и оборотни, словно бедные родственники, уступили место мутировавшим зверушкам, инопланетянам, а впоследствии маньякам. Долго, очень долго оборотней не было в американском кино, пока вчерашние мальчишки Джо Данте и Джон Лэндис не задумали воскресить пору своего детства, те сюжеты, на которых сами выросли. Их «Вой» и «Американский оборотень в Лондоне» были ироническими повествованиями о легендарных монстрах, попавших в XX век, где никто уже не верит в легенды и никого не напугать мохнатым чудищем — и пострашнее видали.
Вот к этим работам и уходят корни «Большого плохого волка», который был снят уже в XXI веке в малобюджетном кино режиссёром Лэнсом В. Дрисеном, малоизвестным постановщиком и сценаристом. Но он оказался человеком с талантом, оттого его фильм держит в напряжении и воспринимается с большой симпатией.
Как же у Дрисена получилось не скатиться в халтуру? Ведь и бюджета у него особого не было, оттого не стоит ждать спецэффектов уровня Рика Бэйкера. Но зато постановщик сумел удачно соединить комедию и хоррор, почти также гладко, как когда-то Джо Данте и Джон Лэндис. Его монстр разговорчивая зверюга, словно внебрачный сын Фредди Крюгера, да ещё и похотливая — на девушек заглядывается, а они теряют голову от его мужского обаяния.
Уже само название отсылает к сказке о трёх поросятах и сером волке. Оно и оправданно, ведь герои тинейджеры. Один из них подозревает, что оборотень — это его отчим, который ведёт себя странно и всё время куда-то уезжает, когда полная луна. Дерек не пользуется авторитетом у одноклассников, которые относятся к нему как к лоху, но берут с собой на вечеринку, ведь он может стащить ключи от лесного домика у отчима. Дерек и правда не супермен, зато умён и дружит с крутой байкершей Сэм, которая запросто защитит его даже от монстра, не то что от каких-то стероидных парней. Их роман, неловкий и забавный, вызывает дополнительную симпатию. По всем правилам у них мало общего и они не должны дружить, но что-то тянет их друг другу. И даже можно понять что. Дереку в Сэм нравится её безбашенность, а ей в нём доброта, которая легко растопила её суровое девичье сердце. Они на многое готовы друг для друга и вынуждены бороться в том числе и со своими слабостями, ведь монстр не знает жалости и охотится на них.
Детективная интрига легко сочетается с массой шуток, в том числе и над законами жанра. Мифология вервольфов преподносится явно несерьёзно, но не спешите обвинять режиссёра в клевете на мохнатых зверушек — именно так, на тонкой грани пародии и хоррора, и можно сейчас оживлять старые сюжеты. Конечно, бывают и серьёзные исключения, как например английский «Вой», но в общем и целом следование давно ушедшей моде на готические истории о страдающих от звериного проклятия людях сегодня приводят к комическим результатам — нельзя снимать кино, делая вид, что между 1940-ми годами и нашими не было слэшеров, экшн-хорроров, комедий ужасов. Да и зритель сейчас насмотренный, не то что в древнее время, когда и идущий по диагонали кадра поезд казался страшнее спилберговской акулы.
Тем более удачная отсылка к целой череде фильмов о «зле пососедству». Тут можно вспомнить хоть «Отчима» или даже «Зловещую луну». Режиссёр показал себя умелым постановщиком, собрав оригинальный фильм из всем известных компонентов. Главное, перемешать и соединить в правильных пропорциях. И что с того, что об этом удачном комедийном хорроре мало кто знает. Он способен покорить и случайно набредшего на него человека — и хорошей актёрской игрой, и умело поставленными сценами ужаса, и массой юмора, идущего из характеров героев.
Вот эта комедия характеров в антураже вервольф-хоррора и есть та изюминка, которой выделяется этот малоизвестный фильм. И даже хочется, чтобы он подольше не заканчивался, пусть итог заранее известен — Дерек и Сэм победят чудовище и будут вместе. И хорошо, что так!
7 из 10
В наши дни сложно встретить хороший хоррор про оборотней. Начав свою родословную в кино с легенд о Человеке-волке, вервольф-ужасы активно были представлены в эпоху Золотого Голливуда, так что такие мальчишки, как Джо Данте и Джон Лэндис могли, прильнув к телеэкрану, смотреть на жестокие превратности судьбы, превращающие людей в монстров посредством укуса. Как и всякие легенды, это метафора, повествующая о двух природах в нас — звериной и человеческой — которые постоянно конфликтуют. В 1930—1940-гг не могло быть и речи о кровавых сценах. Код