К сожалению, я не помню после какого именно фильма открыла для себя Акшая Кумара — в смысле, полезла на Кинопоиск смотреть фильмографию. Потому что зацепил, и хотелось снова и снова видеть его на экране. (Радуюсь, что муж разделил моё увлечение и помогает мне скачивать фильмы, а после просмотра — мы их активно обсуждаем).
В общем, на данный момент я просмотрела достаточно фильмов, чтобы оценить игру и мастерство этого артиста. Давно уже чесались руки черкнуть свои впечатления, и я обязательно это сделаю, но начать хотелось бы именно с этого — яркого, неоднозначного, болезненного.
Оговорюсь сразу — я не кинокритик, просто делюсь мнением о фильме, который зацепил, поэтому местами, возможно, будет сумбурно. Но это — лишь отзыв.
Начну с того, что фильм — едкая сатира. Именно, сатира, поэтому всё комичное нарочито утрировано, доведено до абсурда. Гипербола и гротеск — любимые средства сатиры. Но когда комическое доведено до абсурда — оно перестаёт быть смешным. Оно становится страшным, по-настоящему.
Вообще всё пространство картины, несмотря на преувеличение и выпячивание, ужасно до жути и совершенно реалистично. И от этой реалистичности ещё страшнее. Ведь реальна она не только для далёкой Индии, если вглядеться внимательнее, вполне можно увидеть и родную, российскую, действительность.
Браво режиссёру, который осмелился это снять! Браво актёрам, мастерски воплотившим всё на экране!
Фильм — не для просмотра в кинотеатре, с заеданием попкорном. Это — фильм-откровение. А откровения нужно слушать наедине. Тогда услышишь. Сердцем. И оно — отзовётся, застучит.
Перед нами — маленький провинциальный городок, насквозь прогнивший и погрязший в преступлениях и коррупции. И маленькие люди, которые пытаются в этой зловонной, омерзительной атмосфере выжить.
Прям по Есенину: «… Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?»
Вот так и здесь. Падают, блюют, ругаются, гибнут, смолотые жерновами действительности, которой нельзя противостоять в одиночку. Проглатывают предательство близких, ломаются под натиском обстоятельств.
А как ещё быть в мире, где человеческая жизнь — разменная монета в играх богатых? Как выстоять, если ты один, а на тебя — дорожным катком — прёт система?
Вот и герой Акшая Кумара — ломается, прогибается под изменчивый мир, единожды преданный, предает себя, и дико страдает от этого.
Итак, Сачин Тичкуле. Надо быть большим мастером, чтобы создать такой персонаж. И ещё большим, чтобы заставить зрителя понять и принять Сачина, и даже вызывать к нему симпатию. Перед нами — сломленный, отчаявшийся, загнанный в угол обстоятельствами, которые «сильнее него» человек, при этом умудряющийся как-то сохранить глубинные человеческие качества — честность, порядочность, самоосуждение.
Сачин везде ходит с зонтом. Это — единственное его «оружие» и хрупкий щит, за которым он прячется. Как ребёнок, подняв руки над головой, думает, что он в домике и невидим, так и Сачин, раскрыв зонт, спасается не от дождя (дождя в фильме нет вообще, отходы душевной жизнедеятельности обитателей городка разлагаются под палящим солнцем), он укрывается от реальности. Защищается от неё. Чтобы не заляпала, не замарала.
Но зонт не спасает — грязь общественного разложения всё-таки долетает, обдаёт, пачкает. Иногда, её можно оттереть, а иногда — тряпка, которой трёшь, оказывается слишком грязной, и становится только хуже.
И тогда паутина затягивает всё сильнее, ты путаешься, и совершаешь ошибку за ошибкой. Принимаешь друзей за врагов, подленько подставляешь, а потом — получаешь откат.
Сачин с самого своего появления вызывал у меня смешанные чувства — что-то между отвращением и убогой такой жалостью. Неудачник, скандалист, глупец. Только позже я поняла — он шут, скоморох, вынужденный играть на этой ярмарке тщеславия. Прятаться за маской. И когда он трижды снимает её, позволяя увидеть настоящего Сачина, то тебя пронзает его болью, захлёстывает его отчаянием и вместе с ним становится страшно. Итак, три момента, которые меняют отношения к Сачину.
Первая встреча с Гехной после многолетней разлуки. Эти глаза, в которых рушится мир, эта согнутая спина, потому что отчётливо понимает: ему ничего не светит. Не знаю кому как, а меня продрало прям.
Их разговор в кабинете, когда Гехна бросает ему: что с тобой стало? И он вспоминает — её предательство и ту пощёчину. Он не прощает себя, но не может пока что простить и её. Потому что Сачин — большой ребёнок, инфантильный эгоист.
И, наконец, третье, что заставляет вырасти и поумнеть: смерть любимой сестры и доведение до самоубийства Гехны. Но последнем моменте ему становится страшно, по-настоящему страшно, потому что видно, что он подошёл вплотную к точке невозварта.
Но хватает сил взять себя за шкирку и выволочить из болота. И «проливается дождь» — объяснение в больнице — столь же символичный, как многое в этой удивительной картине, дождь правды, дождь откровений, дождь-исповедь. Дождь, наконец, смывающий всю грязную коросту с души. Дождь, от которого Сачин не прячется под зонтом, а позволяет вымочить себя до самых потаённых уголков сердца. И его: «меня нельзя было наказать сильнее, чем наказала ты» — не упрёк, прозрение, приятие, осознание. Фундамент, на котором можно выстроить уже надёжное здание прощения.
В общем, я бы могла писать ещё много. О мостах, которые рушатся под автобусами. О врачах, которые лечат трупы, выманивая деньги у родственников. О бесправии женщины в мире богатых мужчин.
Фильм поднимает целый спектр вопросов. На некоторые — даёт ответ, на другие — предлагает поискать ответы самому.
И я, наверное, буду пересматривать, чтобы их найти, отмыть, чтобы поверить, что каким бы мощным не был каток системы, ему всё-таки можно противостоять. Но только — вооружившись не зонтом, а любовью и поддержкой близких. Ведь именно в них — сила.
Спасибо авторам за этот фильм.
Спасибо Акшайю Кумару за Сачина.
И да — в предупреждения к фильму надо добавить: после просмотра может обостриться аллергия на враньё
10 из 10
К сожалению, я не помню после какого именно фильма открыла для себя Акшая Кумара — в смысле, полезла на Кинопоиск смотреть фильмографию. Потому что зацепил, и хотелось снова и снова видеть его на экране. (Радуюсь, что муж разделил моё увлечение и помогает мне скачивать фильмы, а после просмотра — мы их активно обсуждаем). В общем, на данный момент я просмотрела достаточно фильмов, чтобы оценить игру и мастерство этого артиста. Давно уже чесались руки черкнуть свои впечатления, и я обязательно это сделаю, но начать хотелось бы именно с этого