« — Ну и когда же ты убьёшь меня?
— Сейчас!» (с)
Помниться в своё время этот ура-патриотический боевик имел весьма солидный резонанс. Хотя как таковой не стал хитом в прокате (как не парадоксально, именно из -за того, чем и был собственно интересен зрителю) — с трудом отбив в кинотеатрах лишь половину своего гигантского бюджета (а это, не много не мало — 110 миллионов $!), добирая своё в последствии за счёт продаж на видео. Дело в том, что картина про крутого пожарного, который мстит террористам устроившим взрыв здания — была снята и даже уже рекламировалась ещё в конце лета 2001 — ого. Но всем памятные события сентября того года перечеркнули планы студии выпустить свой фильм в широкий прокат. Поэтому премьеру перенесли почти на полгода. Когда же «Возмещение Ущерба» (в оригинале «Сопутствующий Ущерб») всё же добрался до кинотеатров, то в веду случившихся минувшей осенью событий, воспринимался уже не просто как «боевик с Арнольдом Шварценеггером». Хотя на самом деле, ждать от этой чисто жанровой картины каких то откровений на тему политического терроризма, было по меньшей мере — глупо. Ведь когда фильм только снимался, когда писался его сценарий — то до 11 сентября было ещё далеко. Да и разве кто то мог подумать, что такое способно произойти в сердце самой демократической страны мира?! Разумеется нет. Рональд Риз вместе с Питером и Дэвидом Гриффитс написали вполне банальный и прямолинейный боевик о возмездии. В котором нет быть не может каких то полутонов, политических неясностей, причин для мотивации террористов и прочих «подводных камней» данной драматургии; а все скопившиеся вопросы герой несокрушимого Арнольда Шварценеггера решает по свойски — ударом пожарного топора по негодяю. Какие уж тут «откровения»? Как тут не вспомнить слоган ленты: «Удар террористов не был нацелен на него. Но возмездие будет персональным». Но как незамутнённый жанровый образец — фильм Эндрю Дэвиса способен неплохо развлечь зрителя. Для этого имеются все положенные подобным кино атрибуты: экшен с погонями, драками, взрывами и перестрелками, интересный сюжет, харизматичный главный герой и фирменный «чёрный» юмор всем любимого «стального Арни». Добавьте к этому великолепную операторскую работу великого Адама Гринберга, здорово «вписывающийся» в общий антураж саундтрек Грэма Ревелла и участие далеко не последних Голливудских актёров — и вы получите превосходный развлекательный, совсем не «грузящий» проблематикой лежащей в сердцевине своего сюжета. Да и сам Шварц тут ещё в превосходной форме, и практически все положенные его персонажу трюки выполняет сам: прыгает с большой высоты, раскидывает противников в рукопашной и прочее…
По сюжету — колумбийские террористы в отместку за то, что американские спецслужбы проводят анти-наркотические военные операции на их территории, взывают высотное здание в Нью-Йорке. Их мишенью были военный атташе Колумбии и американские чиновники курирующие тамошнюю ситуацию. Но в результате взрыва гибнут мирные гражданские обыватели, среди которых жена сынишка главного героя — отважного пожарного Горди Брюэра. Гибель семьи произошла буквально на глазах неутешного героя, и тот жаждет возмездия. Но когда понимает, что ведущие это дело спецы упустили Волка — известного полевого командира колумбийских боевиков — виновного в трагедии, он сам решает покарать ублюдка его приспешников. Пышущий жаждой мести Горди незаконным путём (поскольку официально власти отказали ему в визе) летит в Колумбию…
Понравилась игра актёров — все были на своих местах, и даже сумели ближе к финалу разыграть некое подобие интриги. Запомнился по эпизодической роли комического персонажа Джон Туртурро, Франческа Нери была мила и вместе с тем непредсказуема в роли Селины, а Клифф Кёртис правдоподобен в образе сурового предводителя колумбийских террористов. Запомнился и Джон Легуизамо в небольшой роли молодого, мечтающего о славе репера наркобарона Феликса. Понравился и сыгранный греческим актёром Элиасом Котеасом агент ЦРУ Питер Брандт — идущий вслед за пожарным оставляющим за собой трупы военных преступников…Но всё равно, какими бы яркими не были второстепенные персонажи, самым запоминающимся и фактурным вышел главный герой в исполнении иконичного Арнольда Шварценеггера. Известно, что в сценарии у Брюэра была другая профессия, но всегда хотевший покрасоваться на экране в форме пожарника Арнольд убедил режиссёра сделать его героя работником именно этой профессии. И надо признать, в открывающих фильм сценах, когда могучий Арни шагает в каске и пожарной спецовке — на него любо дорого смотреть! Да и в целом, роль мстящего за гибель любимых героя ему удалась. А что бы персонаж пережил некий очищающий душу катарсис и обрёл покой, в финале ему на усыновление авторы дали также осиротевшего колумбийского мальчишку…
В общем — фильм получился неплохой, но не лучший в карьере своего постановщика. Как помним Эндрю Дэвис ранее снял такие хиты как «Над Законом», «Захват» и «Беглец» — каждый из которых без труда выдерживает многоразовые пересмотры на видео, в то время как «Возмещение Ущерба» вышел каким то одноразовым. В чём причина этого так сразу и не скажешь, ведь в картине как и положено остросюжетному кино, полно драк, убийств и запоминающихся эпизодов (например в одном из них Волк подвергает провинившегося приспешника жуткой экзекуции — связанному солдату раскрывают глотку и засовывают в рот через воронку живую змею! А в другом эпизоде «бесчинствует» уже сам Арни — в яростной борьбе поступает с долговязым противником как Тайсон, а именно — отгрызает тому ухо!)… Но всё равно, несмотря на то, что все необходимые жанром клише соблюдены — фильм, что называется «не цепляет» своего зрителя. В этом плане, вышедший перед ним религиозный триллер «Конец Света» был более представительней, хотя там Арни и отошёл от привычного образа невозмутимого и суперкрутого, сыпящего остротами героя…
« — Ну и когда же ты убьёшь меня? — Сейчас!» (с) Помниться в своё время этот ура-патриотический боевик имел весьма солидный резонанс. Хотя как таковой не стал хитом в прокате (как не парадоксально, именно из -за того, чем и был собственно интересен зрителю) — с трудом отбив в кинотеатрах лишь половину своего гигантского бюджета (а это, не много не мало — 110 миллионов $!), добирая своё в последствии за счёт продаж на видео. Дело в том, что картина про крутого пожарного, который мстит террористам устроившим взрыв здания — была снята и даже