После событий показанных в картине «Юность Максима» (1934), прошло 4 года. На дворе 1914 -ый, в Петербурге очень неспокойно: происходят увольнения «подозрительных» рабочих, готовятся стачки на заводах, полиция проводит бесконечные аресты и разгоняет протестующих демонстрантов. Россия между тем стоит на пороге «империалистической» войны, а революционеры — большевики продолжают своё дело. Им помогает депутат Государственной Думы, который финансирует и прикрывает издательство газеты «Правда». Но вскоре полиция добирается и до подпольной редакции…Как нельзя кстати в городе оказывается заматеревший, прошедший революционные «университеты» герой первой части — бывший рабочий, а ныне профессиональный революционер Максим. В Петербурге он встречает и свою старую знакомую — подпольщицу Наташу. На этот раз у Максима есть важное партийное задание: необходимо помочь рабочим с организацией массовой забастовки, так как на один из заводов поступил секретный госзаказ на производства артиллерийского оружия…
« — Скажи, солдат — выведешь ты Россию на светлый путь?
— Так точно, ваше благородие — выведу!» (с)
После ошеломительного успеха «Юности Максима» — ленты повествующий о жизни простых рабочих пареньков с Нарвской Заставы, двое из которых погибали — один на заводе из за неисправного оборудования, а второй в тюремных застенках, куда попал за участие в демонстрации, а третий из-за всего этого становился на праведный путь революционной борьбы; режиссёры картины Григорий Козинцев и Леонид Трауберг решили снять продолжение. Которое было названо по всем канонам — «Возвращение Максима». Лента вышла в свет спустя 3 года после первого фильма, и тоже снискала неимоверный успех — в кинотеатрах страны стояли небывалые аншлаги. Имела картина успех и в зарубежном прокате, например не смотря на всю свою коммунистическую идеологическую направленность, «Возвращение Максима» смотрели даже в США — в оплоте мирового капитализма, который казалось бы совсем не в восторге от Великой Октябрьской Революции! Резонно возникает вопрос: чем привлекал фильм иностранцев, в принципе чуждых советской пропаганде? Ответ прост — кино было остросюжетным, с понятным юмором и харизматичным центральным героем. Как сказали бы в Голливуде — Козинцев и Трауберг сняли универсальный, интернациональный блокбастер.
Богат фильм замечательными актёрскими работами. Так в роли весёлого Максима вновь неподражаемый Борис Чирков; который тут опять на шутит, играет на гитаре и снова поёт «Крутится вертится шар голубой…» Вернулась к роли пропагандистки Наташи, ставшей теперь редактором «Правды» Валентина Кибардина. Яркую роль обаятельного прохиндея, «короля Санкт — Петербургского бильярда» Платона Дымбу сыграл Михаил Жаров, — которого вся страна вскоре узнает как графа Меньшикова из эпопеи «Пётр Первый» (вышедшим в том же 1937 — ом). Анатолий Кузнецов сыграл депутата Госдумы Тураева, показав образ благородного и самоотверженного интеллигента (что, к справедливости сказать после «Депутата Балтики» было совсем не парадоксальным явлением в «сталинском» кино). Холёный Алексей Бонди воплотил противоположного ему персонажа — лживого и далёкого от реального дела пролетарской революции меньшевика с внешностью судового доктора с «Броненосца Потёмкина», который с умным видом доказывал матросам, что на гнилом мясе на черви а личинки мух которые смываются рассолом. Небольшую роль тучного студента — меньшевика исполнил в картине Василий Меркурьев — много лет спустя сыгравший вместе с Борисом Чирковым одного из друзей в легендарной комедии «Верные Друзья» (1954). К слову, мелькнул на экране в крохотной роли солдата едущего в «теплушке» на фронт будущий «парень из нашего города» Николай Крючков. Помимо них, в ленте много других артистов создавших колоритных, запоминающихся героев. Например — потомственный литейщик, который «26 лет не проигрывал в бильярд, 26 лет участвовал в забастовках, 26 лет говорил только правду…»
В сценарии написанным самими постановщиками, при участии Льва Славина много юмора, благодаря которому фильм не воспринимается давящим своим пафосом пропагандой. Сходу вспоминается сцена, в которой пришедший в редакцию «Правды» Максим застаёт свою подругу — главреда Наташу спящей за рабочем столом, и не желая её беспокоить сам берётся исполнять её функции, шикая на всех с шумом врывающихся в её кабинет. Можно вспомнить и знаменитую «дуэль» Максима и Платона Дымбы на бильярде (второй занимает важную должность на заводе, а потому знает куда начальство перебросило военный заказ, а герою эту информацию необходимо выведать),и то как он вальяжно расхаживая с кием вокруг стола распивает блатной мотивчик: -«Менял я женщин как перчатки, носил цилиндр шапокляк, давал людям на чай трояшки и пил три звёздочки коньяк!». Этот по всем показателям (пьяница, игрок, балагур и бабник) персонаж настолько понравился советскому зрителю, что впоследствии появился и в заключительном фильме трилогии, где уже будет анархистом.
Художник картины Евгений Еней создал достоверные декорации Петербурга 1914 — ого, композитор Дмитрий Шостакович написал превосходные мотивы ставшие саундтреком ленты, а оператор Андрей Москвин заснял фильм применяя различные технические ухищрения, дабы на экране всё обрело значительно больший масштаб (например заседание в Государственной Думе снимали в павильоне «Ленфильма», создав при помощи зеркальной стены иллюзию просторного и многолюдного зала). Сегодня фильм основательно забыт, хотя и входит в рекомендательный список будущих режиссёров — выпускников ВГИКа. Посмотрев «Юность Максима» лет 10 назад, я долго искал его продолжение. Недавно наконец то мне посчастливилось посмотреть вторую и третью картины, этой первой советской кино — трилогии. Могу сказать определённо, что сиквел удался по всем пунктам: от уверенной режиссуры и увлекательного сценария, до блистательной игры занятых в фильме актёров и воссозданной атмосферы дореволюционного Питерского быта…
Заканчивается же картина, со ставшей в последствии популярным в таких случаях намёком на возможное её продолжение. Россия вступила в Первую Мировую Войну, на фронт среди прочих идут разных мастей революционеры и агитаторы, среди которых и Максим. Герою партия приказала ступать на фронт и вести среди солдат «разъяснительную» работу. А его разговор с офицером, перед посадкой отряда в вагоны, можно счесть апокрифичным для царской армии и всей Российской Империи…
10 из 10
После событий показанных в картине «Юность Максима» (1934), прошло 4 года. На дворе 1914 -ый, в Петербурге очень неспокойно: происходят увольнения «подозрительных» рабочих, готовятся стачки на заводах, полиция проводит бесконечные аресты и разгоняет протестующих демонстрантов. Россия между тем стоит на пороге «империалистической» войны, а революционеры — большевики продолжают своё дело. Им помогает депутат Государственной Думы, который финансирует и прикрывает издательство газеты «Правда». Но вскоре полиция добирается и до подпольной редакции…К