Фильм снят по роману известного прозаика Яна Волкерса. Произведения Волкерса уже экранизировались, однако, как полагает критика, лишь Ван Гогу, самому написавшему сценарий "Возвращения в Устхеест", "удалось воссоздать в кино сложный психологический и философский мир писателя, несмотря на то, что автобиографическая проза Волкерса особенно трудный орешек для кинематографиста". Фрагментарна, дробна драматургическая структура фильма, снятого в традициях произведений "потока сознания". Калейдоскоп событий, впечатлений и воспоминаний главного героя Яна разворачивает перед зрителем динамичную ретроспекцию его детства, отрочества и взросления в семье, строго следующей кальвинистским заповедям. Многочисленные ниточки повествования сплетаются в рассказ о становлении юной души: страхи ребенка, юношеский мятеж и освобождение из-под гнета домашних, отношения любви-ненависти между впечатлительным Яном и жестким авторитарным отцом-кальвинистом. Кинокритики отмечают оригинальность стиля картины - этого "снятого в амстердамском предместье голландско-кальвинистского "Амаркорда"; богатство оригинальных, неожиданных ракурсов ставится в заслугу оператору Марку Фелперлаану и монтажеру Виллему Хоохенбоому.