Сюжет драмы "Времена бабочек" с участием Сальмы Хайек вертится вокруг загадочной гибели трёх девушек, тела которых были обнаружены в 1960 году на доминиканском побережье. Полиция установила, что погибшими являются три очаровательные сестры Мирабель: Минерва, Патрия и Мария-Тереза, а смерть наступила в результате несчастного случая. Их беззаботная жизнь состояла из балов и светских раутов, и все друзья называли их бабочками. И даже могущественный диктатор Трухильо не смог устоять перед обаянием одной из девушек. Однако обстоятельства гибели бабочек заставляют власти инициировать дополнительное расследование.
Фильм мексиканского режиссера Мариано Барросо «In the time of the Butterflies» (было бы уместнее перевести его: «В эпоху Бабочек») раскрыл историю жизни, борьбы и трагической гибели национальных героинь Доминиканской республики, сестер Мирабаль. Противостояние трех молодых женщин тоталитарному режиму Рафаэля Леонидаса Трухильо стало основополагающей идеей фильма. Весь жизненный путь сестер, их перерождение из провинциальных девчонок в героинь национального сопротивления уместился в полтора часа экранного времени; но, тем не менее, смог отразить весь пафос, трагизм и величие борьбы за свободу. Народом они были прозваны Las Mariposas (Бабочки), по подпольной кличке одной из них, Минервы. Именно ее сыграла очаровательная, яркая и талантливая актриса Сальма Хайек.
Мы видим, через что проходит Минерва в течение ее короткой и яркой жизни. Низость и гнусность режима, под пресс которого попадает не только ее семья, но и семьи сотен тысяч других доминиканцев, не оставляет ей шанса раствориться в страхе и загнанности. Ее борьба, ее смерть станет отправной точкой в падении режима Хефе («Шефа»,так называли Трухильо собственные подданные), который пережил сестер всего лишь на год и не получил шанса умереть от старости, как умудрялись умереть некоторые тираны.
Невероятно, но именно Доминиканская республика стала единственной страной, согласившейся в 1938 году на Эвианской конференции принять преследуемых нацистами евреев. В условиях военного времени не так уж много переселенцев смогло попасть на далекий остров, но диктатор Трухильо выделил им субсидии и землю для занятия сельским хозяйством. Хефе принимал и испанцев, бежавших от гражданской войны, несмотря на свои дружеские отношения с каудильо Франко. Он принимал беженцев и из Японии. Он объявил войну странам Оси (не приняв, однако участия в военных действиях). Казалось бы, такой человек тянет на Нобелевскую премию мира. Но… весь классический набор зверств, присущих латиноамериканским диктаторам правого толка, с уверенностью предоставил Трухильо «почетное место» среди таких одиозных деятелей, как Сомоса, Батиста, Дювалье, Пиночет, Стресснер, Перон, Дуарте… И конечно, ни для кого не секрет, что у доминиканского фюрера, как и у прочих латиноамериканских отцов народов, были могущественные хозяева и покровители с севера. Опираясь на них, Соединенные Штаты распоряжались национальными богатствами, недрами и природными ресурсами зависимых стран; давили национальное сопротивление; размещали свои базы и… закрывали глаза на преступления, творимые диктаторами… До поры до времени, пока очередной «наш сукин сын», не переходил все мыслимые и немыслимые границы… И, конечно же, по иронии судьбы именно Соединенные Штаты впоследствии охотно продюсировали фильмы о борьбе за свободу и демократию, проливая крокодиловы слезы и возвеличивая мучеников, лицемерно забывая о собственной ответственности в поддержке и безнаказанности тоталитарных режимов.
Символично, но исполнитель роли Трухильо, актер Эдвард Джеймс Олмос, впоследствии снялся в фильме «У дьявола есть имя» …И пусть этот фильм не имеет общего с «Эпохой Бабочек», но название поневоле возвращает нас к тому, что Зло может быть конкретным и осязаемым…
10 из 10
Фильм мексиканского режиссера Мариано Барросо «In the time of the Butterflies» (было бы уместнее перевести его: «В эпоху Бабочек») раскрыл историю жизни, борьбы и трагической гибели национальных героинь Доминиканской республики, сестер Мирабаль. Противостояние трех молодых женщин тоталитарному режиму Рафаэля Леонидаса Трухильо стало основополагающей идеей фильма. Весь жизненный путь сестер, их перерождение из провинциальных девчонок в героинь национального сопротивления уместился в полтора часа экранного времени; но, тем не менее, смо