Фильм мексиканского режиссера Мариано Барросо «In the time of the Butterflies» (было бы уместнее перевести его: «В эпоху Бабочек») раскрыл историю жизни, борьбы и трагической гибели национальных героинь Доминиканской республики, сестер Мирабаль. Противостояние трех молодых женщин тоталитарному режиму Рафаэля Леонидаса Трухильо стало основополагающей идеей фильма. Весь жизненный путь сестер, их перерождение из провинциальных девчонок в героинь национального сопротивления уместился в полтора часа экранного времени; но, тем не менее, смог отразить весь пафос, трагизм и величие борьбы за свободу. Народом они были прозваны Las Mariposas (Бабочки), по подпольной кличке одной из них, Минервы. Именно ее сыграла очаровательная, яркая и талантливая актриса Сальма Хайек.
Мы видим, через что проходит Минерва в течение ее короткой и яркой жизни. Низость и гнусность режима, под пресс которого попадает не только ее семья, но и семьи сотен тысяч других доминиканцев, не оставляет ей шанса раствориться в страхе и загнанности. Ее борьба, ее смерть станет отправной точкой в падении режима Хефе («Шефа»,так называли Трухильо собственные подданные), который пережил сестер всего лишь на год и не получил шанса умереть от старости, как умудрялись умереть некоторые тираны.
Невероятно, но именно Доминиканская республика стала единственной страной, согласившейся в 1938 году на Эвианской конференции принять преследуемых нацистами евреев. В условиях военного времени не так уж много переселенцев смогло попасть на далекий остров, но диктатор Трухильо выделил им субсидии и землю для занятия сельским хозяйством. Хефе принимал и испанцев, бежавших от гражданской войны, несмотря на свои дружеские отношения с каудильо Франко. Он принимал беженцев и из Японии. Он объявил войну странам Оси (не приняв, однако участия в военных действиях). Казалось бы, такой человек тянет на Нобелевскую премию мира. Но… весь классический набор зверств, присущих латиноамериканским диктаторам правого толка, с уверенностью предоставил Трухильо «почетное место» среди таких одиозных деятелей, как Сомоса, Батиста, Дювалье, Пиночет, Стресснер, Перон, Дуарте… И конечно, ни для кого не секрет, что у доминиканского фюрера, как и у прочих латиноамериканских отцов народов, были могущественные хозяева и покровители с севера. Опираясь на них, Соединенные Штаты распоряжались национальными богатствами, недрами и природными ресурсами зависимых стран; давили национальное сопротивление; размещали свои базы и… закрывали глаза на преступления, творимые диктаторами… До поры до времени, пока очередной «наш сукин сын», не переходил все мыслимые и немыслимые границы… И, конечно же, по иронии судьбы именно Соединенные Штаты впоследствии охотно продюсировали фильмы о борьбе за свободу и демократию, проливая крокодиловы слезы и возвеличивая мучеников, лицемерно забывая о собственной ответственности в поддержке и безнаказанности тоталитарных режимов.
Символично, но исполнитель роли Трухильо, актер Эдвард Джеймс Олмос, впоследствии снялся в фильме «У дьявола есть имя» …И пусть этот фильм не имеет общего с «Эпохой Бабочек», но название поневоле возвращает нас к тому, что Зло может быть конкретным и осязаемым…
10 из 10
Фильм мексиканского режиссера Мариано Барросо «In the time of the Butterflies» (было бы уместнее перевести его: «В эпоху Бабочек») раскрыл историю жизни, борьбы и трагической гибели национальных героинь Доминиканской республики, сестер Мирабаль. Противостояние трех молодых женщин тоталитарному режиму Рафаэля Леонидаса Трухильо стало основополагающей идеей фильма. Весь жизненный путь сестер, их перерождение из провинциальных девчонок в героинь национального сопротивления уместился в полтора часа экранного времени; но, тем не менее, смог отразить