Авторы этого короткометражного фильма никогда не были причастны к съёмкам серьёзного кино. Сценарист Евгений Бедарев известен по развлекательным работам, вроде «Тарифа Новогодний» и «В ожидании чуда». Светлана Суханова, постановщик фильма «Время последних романтиков», и вовсе была актрисой, снимаясь в очевидной ерунде, как, например, «Полицейский с Рублёвки». Поэтому при рассмотрении их совместного фильма стоит абстрагироваться от шлейфа низкопробной массовой культуры, что тянется за обоими авторами. Хотя, пожалуй, даже предубеждённого зрителя их трагикомическая короткометражка способна покорить своим мягким юмором, оптимизмом и тихим гуманизмом.
Два старика, ветераны Афганской войны, живут в сельской местности. На первый взгляд, это обычные, ничем не примечательные люди. Но они мечтают, каждый о своём, сокровенном. Один, Андрей Семёнович, способный гончар и хочет создать музей в местной школе для ребятишек. А Фёдор Иванович мечтает повидать мир. И вот однажды его мечта вроде бы сбывается.
Авторы сделали интересный микс идей из фильмов «Красиво уйти» Мартина Бреста и «Аризонской мечты» Эмира Кустурицы. Их герои совсем невыдающиеся люди. Но интерес к простому человеку, который был свойственен советскому кино и который оказался во многом утерян в годы капиталистического строительства, не может не привлечь к этому скромному фильму. Персонажи — друзья, несмотря на разный характер и даже отношение к жизни. Их объединяет не только общее прошлое, но и чистота души. Старость для них — не конец жизни, а лишь последний её этап, который точно также может быть особенным, по-осеннему пёстрым, временем.
Особенно в этом плане выделяется Фёдор Иванович, поистине последний романтик, не забывший, что жизнь — это чудо. Он ни разу в жизни никуда не выезжал, и даже кругосветное путешествие оказалось фикцией, маленьким обманом с его стороны. Впрочем, это верно лишь на первый взгляд. Ведь для разума не существует преград, вроде болезни, а воображение способно превратить мнимое путешествие во вторую реальность. Пока герой находился в больнице, его сознание рисовало ему картины других стран, удивительных, почти волшебных, где не суждено побывать ему по-настоящему, но, возможно, его маленький обман поможет загореться идеей осуществить свои мечты его близким.
Самое главное, что его открытки и письма радовали его друга, Андрея Семёновича, пусть он и привык скрывать свои чувства под ворчливой натурой. Он тоже романтик в душе, пусть и кажется приземлённым человеком. А Фёдор Иванович сохранил детскую душу и сделал свой собственный трагический уход весёлым приключением, подобно как в фильме «Жизнь прекрасна», где отец представил войну для маленького сына как игру. Фёдор Иванович не хотел причинять никому неудобств и оберегал чувства своего друга от мыслей о близкой смерти его товарища. Причём авторы фильма вовсе не призывают зрителей отгородиться от неизбежного. Психологическому анализу взаимоотношений уходящих в иной мир со своими близкими посвящены другие, более выдающиеся фильмы, начиная от «Шёпотов и криков» Ингмара Бергмана и заканчивая хотя бы «Карциномой» Мэриена Дора. Но подобно тому, как три старика Мартина Бреста решают ограбить банк и тем раскрасить свою скучную жизнь, так и Фёдор Иванович вносит лучик света и даже надежды в привычное существование Андрея Семёновича. Ведь если получилось у его легкомысленного друга осуществить свою несерьёзную мечту, то и Андрей Семёнович способен создать музей для ребятишек, который будет памятником и ему самому.
Воображаемый диалог в третьем акте оставшегося в живых с только что ушедшим есть не только приобщение героя к вечности и не дань трогательному финалу «Папы» Владимира Машкова. Прежде всего, это диалог с самим собой. Герой понимает, что жизнь конечна и надо не только бесплотно мечтать, но и стремиться претворить мечты в жизнь. Это в спорте важен результат, а в жизни — правильное направление. Пусть даже не получится, но стоит попытаться.
Сравнивая снятые почти параллельно «Время последних романтиков» и «Аритмию», похожие в своём романтически-восторженном, может быть, наивном, но по-своему прекрасном восприятии жизни, нельзя не отдать преимущество именно короткометражке Светланы Сухановой. Образно выражаясь, её работа не страдает повествовательной аритмией, напоминая сон, несбыточный, но манящий. Мы верим, как верит и автор, что Андрей Семёнович найдёт в себе силы создать военный музей, уже не только для себя, но и для друга. Фёдор Иванович ушёл как последний романтик, растворился в сиянии света звёзд, на которые он так часто смотрел сидя на лавочке. Его жизнь не прошла бесследно, ибо нет на свете неинтересных людей, как справедливо писал Е. А. Евтушенко. Он зажёг пламя веры, если не в бога, то в людей, в тех, кому довелось с ним соприкоснуться. И хочется думать, что время романтиков ещё не прошло, и прекрасные порывы их светлых душ помогут и другим людям ощутить праздник жизни. Ведь она не всегда смертельная болезнь, если вспомнить название шедевра Кшиштофа Занусси, но часто удивительное путешествие между двумя точками инобытия.
7,5 из 10
Авторы этого короткометражного фильма никогда не были причастны к съёмкам серьёзного кино. Сценарист Евгений Бедарев известен по развлекательным работам, вроде «Тарифа Новогодний» и «В ожидании чуда». Светлана Суханова, постановщик фильма «Время последних романтиков», и вовсе была актрисой, снимаясь в очевидной ерунде, как, например, «Полицейский с Рублёвки». Поэтому при рассмотрении их совместного фильма стоит абстрагироваться от шлейфа низкопробной массовой культуры, что тянется за обоими авторами. Хотя, пожалуй, даже предубеждённого зрителя