У Николая Владимировича Досталя совсем короткая фильмография. Первую свою картину Досталь снял в 29 лет («Сад»), последнюю — в 49. Этой картиной стала производственная социальная драма «Всё начинается с дороги». К огромному сожалению, лично для Николая Владимировича название картины стало «анти пророческим», закончившись этой самой дорогой — он трагически погиб на съёмках. (По словам Н. Н. Досталя, его отец сидел возле камеры на капоте огромного грузовика, который врезался в столб. «Получил черепно-мозговую травму, несовместимую с жизнью».) Работу над фильмом заканчивал Виллен Абрамович Азаров. Для него эта картина явилась режиссёрским дебютом.
Спустя почти 60 лет после выходя картины на экраны страны, она нисколько не утратила своей актуальности ни по части разгильдяйства при строительстве автомобильных дорог, ни по части «подбора кадров» для этой важной отрасли. Сегодня многое из фильма может показаться наивным. Наверное потому, что два поколения назад люди были беднее материально, зато богаче духовно. Сегодня невозможно себе представить бригадира, исключительно ярко сыгранного Виктором Авдюшко, который бы начал «воспитание» бригады с отказа от «приписанной» зарплаты. Рвачи и хапуги были всегда, но в те годы, когда снимался фильм, они не доминировали в обществе.
Зарабатывать больше не запрещал никто (для этого и ехали на стройки), но купюры не должны подменять совесть рабочего. В картине много известных актёров, каждому из которых достался персонаж с изрядным эмоциональным «багажом». Совсем короткий эпизод у Нонны Мордюковой. Нонне Викторовне здесь 34 года. Она в счастливом браке с Николаем Тихоновым, но как глубоко ей удаётся передать бунт своей героини против очередного «переезда за занавеску» в бараке. Даша в её исполнении вовсе не отрицательный персонаж, она буквально выстрадала квартиру, и желает теперь лишь одного — уюта и спокойствия. А вот для Степана Бокова квартира — всего лишь стены. Он не цепляется за них. Для него важнее — работа. Поэтому уезжает…
Идеальным фильм получается лишь в том случае, когда талантливым актёрам есть кого играть. Сценарий Даниила Храбровицкого дал им такую возможность. Чудесный образ нарисовала Людмила Хитяева. Её Аннушка не просто весёлая говорунья, а человек с крепким внутренним стержнем. Прекрасным дуэтом сыграли Иван Рыжов и Валентина Владимирова. Неожиданная роль досталась Сергею Гурзо. В хорошей драме обязательно должен присутствовать отрицательный персонаж, который всё время «баламутит воду». И Шурка (Александр Коршунов) старается изо всех сил. Но вовсе не по злобе своей, а в силу «бунтарской» натуры.
Чудесная пара получилась из Тамары Сёминой и Александра Демяьненко — оба молоды, чисты, искренни. За актёров говорят не столько слова, сколько взгляды и жесты — любовь, она ведь крайне импульсивна. Музыки в картине немного, но она вплетена в канву видеоряда именно там, где это необходимо. Голос Олега Анофриева как нельзя лучше передаёт все внутренние тревоги и ожидания актёров, играющих людей, для которых душевная радость от физической работы — совсем не пустой звук.
У Николая Владимировича Досталя совсем короткая фильмография. Первую свою картину Досталь снял в 29 лет («Сад»), последнюю — в 49. Этой картиной стала производственная социальная драма «Всё начинается с дороги». К огромному сожалению, лично для Николая Владимировича название картины стало «анти пророческим», закончившись этой самой дорогой — он трагически погиб на съёмках. (По словам Н. Н. Досталя, его отец сидел возле камеры на капоте огромного грузовика, который врезался в столб. «Получил черепно-мозговую травму, несовместимую с жизнью».) Раб