Не всё то золото, что блестит — не всё классика, что снято давным-давно и ретроспективно получило некоторую известность. Например, единственная режиссёрская работа Дэвида Хесса, получившего славу кинозлодея благодаря «Последнему дому слева» и его вариациям «Кровавый автостоп» и «Дом на краю парка», примечательна двумя вещами, и этим вызвала к себе интерес современных зрителей. Прежде всего, это рождественский хоррор, что уже интересно, так как их относительно немного. А во-вторых, это ранний образец слэшера, да ещё и такого, где убийца облачён в костюм Санта-Клауса. Возможно также, это первый фильм, где был использован такой образ маньяка.
Всё это, безусловно, сообщает фильму историческую ценность, но не художественную. Выйдя в один год с «Пятницей 13», слэшер Дэвида Хесса оказался неконкурентоспособным по нескольким причинам. Зрителя может сразу смутить вялое развитие событий и отсутствие атмосферы. Все нападения происходят очень буднично и достаточно нелепо. Может, драки с маньяком хороши для пародий, но когда злодей, нападая на жертву, тут же получает отпор, так что только чудом доводит свои планы до конца, это явно не приводит к учащению пульса. Перед нами или боевик, или триллер, но никак не хоррор.
Конечно, Дэвид Хесс мог бы сказать, что он стремился сделать всё максимально реалистично. Ну что ж — предшественник «Чёрное Рождество» тоже реалистичный, но при этом атмосферный и драматургически проработанный. Правда, у Хесса нет обилия штампов слэшеров в виде непременной эротики, сексуально озабоченной молодёжи и т. д., но лучше бы всё это было — главное, смотреть было бы интересно.
Первая половина, впрочем, ещё неплоха, ведь действие только раскачивается и думаешь, что дальше непременно будет что-то интересное. Ну, неожиданный поворот сюжета, например. Поворот, конечно, будет, но не туда. Дэвид Хесс вводит в повествование нелепого детектива а-ля жалкая пародия на Коломбо, а вместе с ним и расследование убийства. Фильм сразу начинает тонуть в мелких подробностях, словно перед нами детектив, а не хоррор. Но ладно бы это, так само расследование невероятно скучное и хочется промотать поскорее на очередное убийство или вовсе на финал, если кому интересно, кто скрывается за маской.
Нельзя сказать, что дебют Дэвида Хесса плох. Он скорее просто безликий, так что зритель, едва закончив смотреть, сразу забудет, что он видел. А в год, когда вышли «Пятница 13» и «Сожжение», этот слэшер вообще мог показаться смехотворным. Ему достойная компания более поздний «Лес» — такой же образец нелепого действия с маньяком.
Нет ничего удивительного, что этот фильм так и остался единственным Хесса-режиссёра. Денег он не принёс, тогдашним зрителям не запомнился и интересен может быть только фанатам слэшеров как один из ранних образцов оного. Более того, этот хоррор и не знал бы никто, не будь тут режиссёром известный актёр жанра.
5 из 10
Не всё то золото, что блестит — не всё классика, что снято давным-давно и ретроспективно получило некоторую известность. Например, единственная режиссёрская работа Дэвида Хесса, получившего славу кинозлодея благодаря «Последнему дому слева» и его вариациям «Кровавый автостоп» и «Дом на краю парка», примечательна двумя вещами, и этим вызвала к себе интерес современных зрителей. Прежде всего, это рождественский хоррор, что уже интересно, так как их относительно немного. А во-вторых, это ранний образец слэшера, да ещё и такого, где убийца облачён