Название дебютного полнометражного фильма режиссера и сценариста Тома Эдмундса «Вы умрете, или мы вернем вам деньги» переведено вполне адекватно. В оригинале — то же самое, дополненное указанием на время — 1 неделя, и это важный момент для сюжета.
Разочаровавшийся в жизни нытик Уильям (Анайрин Бернард) только тем и занимается, что пытается покончить жизнь самоубийством. Но ему страшно не везет (или наоборот, чересчур везет). Он даже книгу об этом написал. Но возврат рукописи из издательства с пометкой «нечитабельно» стал последней каплей. Так что Уильям нанимает подвернувшегося под руку (!) киллера, чтобы уж наверняка умереть. Лесли О`Нил (Том Уилкинсон) весьма пожилой киллер. Ему давно пора на пенсию. Этот «заказ» для него — последняя попытка удержаться в Гильдии наемных убийц.
Фильм про самоубийства и убийства едва ли можно назвать легкой комедией. Юмор здесь весьма мрачный, это юмор висельника, что придает фильму определенное очарование. И несмотря на тему, он вовсе не кровавый. По сравнению с большинством блокбастеров он выглядит довольно невинным по части насилия. Более того режиссер и автор сценария Том Эдмундс не боится поднимать очень серьезные темы, не свойственные комедиям: одиночество и невероятная разобщенность людей, когда единственный, с кем можно поговорить, это твой работодатель, а он либо равнодушен, либо тот еще козел. А также тема старости и связанное с ней изменение самооценки и необходимостью искать новый смысл жизни в кардинально изменившихся обстоятельствах.
Про последнее, то есть про поиски смысла жизни, молодой Уильям долбит со старательностью дятла, оседлавшего фонарный столб. Для него это краеугольный камень существования. Так и не найдя ответ, в чем же этот пресловутый смысл заключается, он собирается из этой жизни уйти. Однако, (и это явный промах сценариста Тома Эдмундса) все его рассуждения как минимум неубедительны. Выглядит все так, будто Уильям затеял опасную игру на публику, не зная, как еще можно привлечь к себе внимание. И это не добавляет причин для сочувствия. Когда же он наконец обретает оный смысл жизни, в его словах звучит такой зубодробительный пафос, что хочется сплюнуть. Мы практически ничего не знаем о его жизни, кроме того что он писатель, или хочет им стать. Непонятно, что в нем нашла такая красивая и судя по всему успешная девушка, разве что ее пленил щенячий вид Бернарда. Впрочем, он быстро избавляется от этого образа, превращаясь в обычного, смазливого паренька, завсегдатая тусовок.
Другой проблемой фильма является его очевидное и беззастенчивое использование штампов и расхожих представлений о том, как должен развиваться сюжет с наемными убийцами. Иногда просто хочется воскликнуть, ну, придумайте уж какой-нибудь интересный поворот сюжета! Увы, не придумали. Какая-никакая детективная линия прочитывается еще до того, как успеет начаться. Хохмы и шутки также не отличаются ни новизной, но остротой. Кто бы мог подумать! Гильдия наемных убийц работает как обычная контора с гонкой за подписание контрактов и толстой теткой-учетчицей рабочего времени, составляющей графики выполнения «работ» и отмечающей минимальную выработку! Замена названия «Рога и копыта» на «Гильдия наемных убийц» ничего не меняет, разве что вместо бумаги и степлера здесь выдают глок с патронами. Беда лишь в том, что все это, и гораздо больше, мы видели в добром десятке офисных комедий.
Однако в фильме есть то, ради чего стоит его смотреть. Это линий Лесли О`Нила, стареющего, но опытного наемника, влюбленного в свое дело. В лучшие моменты «Вы умрете…» напоминает советскую комедию «Старики-разбойники», и это не преувеличение. Том Уилкинсон играет трогательного старика, у которого есть, чему поучиться. Его обходит по службе молодой и борзый наемник из Восточной Европы (угадайте, как его зовут? Ну, разумеется, Иван!) А в результате Иван (Велибор Топич) оказывается тупым дуболомом, предпочитающим излишнюю и ненужную жестокость, и абсолютно непрофессиональным. Лесли даст ему сто очков вперед, несмотря на то, что он уже стар, и глаз уже не тот, и рука не та. Да и старческая деменция порой накатывает, иначе почему он, идя на дело, оставляет свою машину прямо под знаком «парковка запрещена». Зато он живой и органичный, с понятными, человеческими мотивами и чувствами, который, как бы банально это ни звучало, не смешивает работу и личную жизнь. Его отношения с супругой, глуповатой старушенцией (Мэрион Бэйли), вышивающей голубков на подушке и мечтающей о круизе по южным морям, это, конечно же, театр абсурда. Но это самое смешное в фильме. А финальная дуэль в стиле вестерн, то есть, у кого первого сдадут нервы, между ним и его боссом Харви (Кристофер Экклстон), и то, как жена привычно всё разруливает, просто великолепна. Понимаешь, что вот в этом и заключается истинный смысл жизни, создать вот такую семью, прошедшую через годы и десятилетия, несмотря на вечную нехватку денег, волнистых попугайчиков, как замену детей, подступающую старость и болезни, с вечно пилящей женой, которая тем не менее понимает все без слов и принимает мужа таким как есть, во всем его поддерживая и за все прощая. Жаль, что эту сцену подпортили «окончательным финалом», глупым и помпезным. И даже не смешным.
6 из 10
Название дебютного полнометражного фильма режиссера и сценариста Тома Эдмундса «Вы умрете, или мы вернем вам деньги» переведено вполне адекватно. В оригинале — то же самое, дополненное указанием на время — 1 неделя, и это важный момент для сюжета. Разочаровавшийся в жизни нытик Уильям (Анайрин Бернард) только тем и занимается, что пытается покончить жизнь самоубийством. Но ему страшно не везет (или наоборот, чересчур везет). Он даже книгу об этом написал. Но возврат рукописи из издательства с пометкой «нечитабельно» стал последней каплей. Та