1918 -ый. В России произошла Февральская Революция, царь отрёкся от престола а вся власть перешла к Временному Правительству, которое расшатывали меньшевики, эсеры и анархисты. Немцы рвутся к Петрограду, солдаты устраивают митинги за мир, а большевики постепенно принимают управление страной на себя. Максим, к тому времени уже вернувшийся с фронта по приказу партии становится комиссаром и принимает на себя управление центрального банка…
« -Меня партия для того на это место и поставила, чтобы всю скопившуюся за пятьсот лет на Руси ругань на себя принимать!» (с)
После всесоюзного признания биографической картины о вымышленном рабочем пареньке из Петербурга, становящимся со временем профессиональным революционером — «Юность Максима» (в прокате 1934 — ого, уступил только «Чапаеву» и «Весёлым Ребятам»), вышедшее спустя 3 года продолжение — «Возвращение Максима» так же восторженно принимается зрителем, становясь безоговорочным лидером кинопроката 1937 -ого года. Фильм второй по сути не являлся законченным финалом саги про молодого революционера, поэтому кончался с намёком на возможное продолжение. И оно было снято уже к концу следующего года, однако на экранах страны появилось только в начале 1939-ого. В некотором роде, «Выборгская Сторона» (такое название получила финальная часть трилогии) так же не являлся завершением, да и вновь отправляющийся сражаться с прорвавшими линию фронта немцами, герой говорил обращаясь к зрителям: «- До свидания, товарищи.» Возможно, если бы не началась Великая Отечественная Война, появился бы и четвёртый фильм саги, в которым действие происходило бы уже во время Гражданской, и Максим не жалея себя сражался бы с беляками. Потом появилась бы пятая часть, в которой была бы показана жизнь и работа партийного чиновника Максима в годы НЭПа. Вероятно неуёмная сталинская пропаганда заставила бы Козинцева и Трауберга снять и шестую, венчающую весь кино — сериал картину про революционера Максима, в которой действие происходило бы уже в современные — 30 — 40 -ые годы, а сам герой был бы каким не — будь членом Политбюро — соратником и другом Вождя. И это не пустые домыслы, так как уже в «Выборгской Стороне» прозвенел первый тревожный звоночек, предвосхищавший такое развитие событий возможных сиквелов «Максима» — в одном из эпизодов фильма герой встречает молодого Сталина (тогдашнего члена революционного комитета), который жмёт ему руку! Но война требовала иного кинематографа, тем более в первые годы неравной борьбы, а потому страна про любимого персонажа — революционера на время забыла. Уже после окончания войны на «Ленфильм» стали поступать письма зрителей помнящих трилогию о Максиме, которые просили режиссёров снять продолжение, показать зрелые годы этого героя, его семейный быт и его старость. На что Леонид Трауберг и Григорий Козинцев отвечали тем, что их герой не может состарится, а следовательно и умереть, так же как не может состарится и умереть великое дело Революции…
В третей части появляются давно полюбившиеся персонажи: Максим (Борис Чирков), Наташа (Валинтина Кибардина), бывший депутат Госдумы, а ныне партийный работник Тураев (Анатолий Кузнецов). Появляется и мелькнувший в самом конце второго фильма Николай Крючков (солдат — призывник), а также из числа противников героев возвращаются интеллигентного вида меньшевик (Алексей Бонди), Василий Меркурьев (молодой меньшевик) и «Король Бильярда» — подавшийся к анархистам Платон Дымба (Михаил Жаров), который исполняет здесь под гитару известную песенку: « -Цыплёнок жареный, цыплёнок пареный пошёл по городу гулять…» А так же появляется новый враг — матёрый подпольщик Ропшин (Дмитрий Дудкин) — руководитель ЦК партии эсеров. Эти последние втираются в доверие к Евдокии (Наталья Ужвий) — бедной вдове с ребёнком, подбивая неимущую и отчаявшуюся женщину на преступления против советской власти. В ярких, хотя и эпизодических сценах на экране появляются Яков Свердлов (Леонид Любашевский) — назначивший Максима на должность управляющего банка, матрос Железняк (Борис Блинов), Ленин (Максим Штраух) — проходивший мимо спавшего на полу в Зимним дворце Максима, и как было сказано Сталин (Михаил Геловани). Последнего после смерти Вождя, точно так же, как и из дилогии Ромма о Ленине — вырезали из картины…
Музыку для фильма писал по прежнему отечественный композитор — классик Дмитрий Шостакович (вновь в фильме присутствует ставшая мотивом главного героя, песня про крутящийся — вертящийся голубой шар). Есть в фильме как пафосные мелодии (вспомнить открывающую фильм сцену, в которой двери Зимнего распахиваются впуская солдатню, среди которой и наш вооружённый револьвером герой), так и лирические темы. На этот раз оператору снимавшему двух первых «Максимов» Андрею Москвину активно помогал начинающий Георгий Филатов. А вот художник — постановщик у завершающий трилогию части сменился. Вместо Евгение Енейя воссоздавал революционный Петроград Вадим Власов, который справился со своей задачей не чуть не хуже предшественника. Картина по прежнему вышла пафосной и пропагандистской. Что впрочем не помешало ей, как и двум первым частям, попасть в международный кино — прокат (включая Америку). И по совокупности — третий фильм является наиболее интересным и продолжительным в серии. Показано как герой учится новому для него делу, ведь по началу Максим принял «бумажную» должность как красноармеец Забелин из культового фильма Михалкова «Свой Среди Чужих…»: — мягко говоря — без былого восторга. Здесь противниками Максима и его партийных товарищей оказываются не только анархисты, эсеры и меньшевики баламутящие по чём зря народ, но и не признающие советской власти буржуи — купцы, помещики и банкиры которые по каким то причинам ещё не эмигрировали за границу. Хотя с представителями «гнилой интеллигенции» серьёзного противостояния не вышло — ибо они понятное дело не бойцы, а провокаторы, государственные изменники и трусы, и показаны через призму утрировавший все их мерзкие качества карикатуры…
Леонид Трауберг и Григорий Козинцев поставили много превосходных картин, в том числе и в эпоху немого кино (достаточно вспомнить «Вавилон» или фееричную «Шинель» по прозе Гоголя), а трилогий о Максиме вошли в историю советского кино, став родоначальниками под — жанра «революционно -приключенческое» кино. И пусть современный зритель знает эти фильме не так хорошо как зритель советский, тем не менее — трилогия о Максиме это сливки того, что может предложить ранний советский кинематограф. Если абстрагироваться от пропаганды и просто посмотреть эти старые, ещё довоенные фильмы, то многое можно понять как о прошлом страны, так и о её прежней идеологии.
10 из 10
1918 -ый. В России произошла Февральская Революция, царь отрёкся от престола а вся власть перешла к Временному Правительству, которое расшатывали меньшевики, эсеры и анархисты. Немцы рвутся к Петрограду, солдаты устраивают митинги за мир, а большевики постепенно принимают управление страной на себя. Максим, к тому времени уже вернувшийся с фронта по приказу партии становится комиссаром и принимает на себя управление центрального банка… « -Меня партия для того на это место и поставила, чтобы всю скопившуюся за пятьсот лет на Руси ругань на с