Как много говорит нам словосочетание «русско-японская война» и, в то же время, как мало. Приблизительно, столько же, сколько и о японцах — всё и ничего. Под каким соусом мы знаем японских бойцов? Самураи — хладнокровные, безжалостные люди, при жизни не снимающие масок со своих лиц, будь они бамбуковыми или чисто эмоциональными, люди, презирающие смерть и совершенно не задумывающиеся о ней, люди… но разве это люди? В таком случае, сподручнее говорить о боевых машинах, руководствующихся в одних случаях фанатизмом (если, конечно, это — не бюрократы), в других — холодным расчётом. Но ведь есть и другие японцы, которым чужды эти бесконечные смерти, которые вполне не против быть такими же людьми, как и европейцы. Кстати говоря, это — одна из особенностей фильма: вы нигде не скажете, что все японцы на одно лицо, каждый актёр по-своему уникален.
О чём этот фильм? О штурме самой труднодоступной точке русской обороны — крепости Порт-Артур, взятой нами де-юре на двадцать пять лет аренды, де-факто же — навсегда. Пока, конечно, у нас её не отобрали. Однако, хоть факт проигрыша России в войне с Японией является безоговорочным и вопиюще позорным (при полном падении экономики в Японии и физической истощённости вооружённых сил), путь этот к победе вовсе не был устлан лепестками роз, скорее, наоборот, устлан он был трупами, трупами людей — русских и японцев. Преодолевание трудности в прорыве обороны отлично сочетается с трагедией потери на войне, причём, сочетание это настолько удачно, что в течение первого часа ленты мы и не поймём сразу, кто суть её главный герой. Император Мэйдзи, генштаб, новобранцы — все они кажутся неразрывным целым, вокруг которого изящной спиралью крутится, по факту, простая сюжетная линия об одной-единственной битве. И если первая проблема фильма показана нам сразу: неполадки со внутренним снабжением Императорской Армии и, как следствие, её затруднённое положение на фронте, то вторая проблема возникает отнюдь не сразу, хотя отголоски её звучат ещё в начале, и проблема эта связана с бессмысленностью потерь на войне, которая ведётся отнюдь не в целях действительного обеспечения народной безопасности, а за контроль над ничейной (де-факто — китайской, но тогда об этом задумывались, что называется, «для галочки») территорией. Так, командующий осадой Порт-Артура генерал Ноги сознаётся в том, что «человек, посылающий тысячи бойцов на смерть мановением руки, не имеет права на боевую славу», а поручик Кого, до того бывший простым школьным учителем, читавшим Толстого и учившим своих учеников любви ко всему человечеству, превращается в безжалостного убийцу, обозлённого на своего врага и офицерскую бюрократию, ведь оба объекта его ненависти одинаково заставляют его смотреть, как его солдаты замерзают насмерть в окопах, горят заживо от взрывов гранат, как их разрывает на части артогнём, пока офицеры сидят у себя в палатке и попивают горячий саке. И вот через эти ужасные смерти, через океаны крови тысяч брошенных на бесславную гибель под русские пулемёты солдат Японской Империи был открыт путь в Северный Китай…
Этот фильм разрывает все вышеописанные стереотипы о японцах. И радует то, что этот фильм именно японский. Конечно, мне могут вспомнить «Последнего самурая» или «Письма с Иводзимы» — нет, товарищи, об этих лентах я не забыл, напротив. Но дело в том, что фильмы эти — американского происхождения, а не чисто японские.
Достаточно взглянуть на отношения солдат Императорской Армии между собой, на переживания генерала Ноги, чтобы осознать это.
Кстати. Должен отметить, уж очень много сюжетных и детальных сходств есть у этой картины и у «Сталинграда» 1993-го года. Но, должен отметить, невзирая на сходства, по смыслу и по логичности ленты эти различны в корне. Пусть смерти японских солдат и бессмысленны, но они соответствуют военной доктрине тех времён, применимой к описанному роду войск, они НИКОГДА не бросают своих раненых товарищей в окопах (да и вообще — везде, яркий пример — финальный бой), и, кроме того, поступают они вполне правдоподобно, ибо робость их и неопытность напрямую связана с тем, что, в большинстве своём, это — бойцы запаса либо совершенно зелёные новобранцы, а не распиаренные «бойцы спецназа», как в «Сталинграде». Ну и русский язык, мягко говоря, у японских русских как-то хуже, нежели у немецких. Вот уж непонятно: перемёрли ли к тому времени гордые потомки белоказаков, или просто ассимилировали до такой степени, что «ридну мову» быстро позабыли? Да и, как выясняется, «развесистая клюква» в ходу не только в Европе и США: русские в свободное время часто потребляют водку, причём, каждый — из персональной стеклянной (!) бутылки. Разумеется, каждый пятый умеет играть на балалайке. Ладно, с тактической точки зрения было бы действительно неуместным использовать медвежью кавалерию, в противном случае, фильм явно утратил бы свою серьёзность и напряжённость, поэтому все «клюквенные» элементы реализованы исключительно во время передышки, всё остальное экранное время русские упорно лупят из «максимов» очередями разной длины по наступающим японцам.
Однако, коли уж отметили забавные стороны фильма, всё же, отметим и ляпы. Во-первых (и, должен заметить, в-главных), никак не обыгран главный элемент захвата Порт-Артура, а именно, предательство генерала Стесселя. Ведь, как известно, он, подобно ненавистным Кого офицерам, точно также засиживался в крепости, с какого-то перепугу решив, что золотые погоны позволяют ему надеяться на то, что те, кто этих погон не имеют, всегда единым духом прикроют его, а тут, внезапно, японцы захватывают высоту, с которой крепость открыта для непрерывного артиллерийского огня. Естественно, нервишки генерала сдали, и он позорно оставил крепость японцам, хотя, де-факто, у русских ещё оставались и боеприпасы, и целые укрепления. Так что преподнесение захвата Порт-Артура исключительно, как победы японского оружия, в данном случае, крайне некорректно. А, во-вторых, не показано самое главное: изобретение миномёта — неотъемлемой части любой современной оборонительной линии, в фильме мины просто скатывают противнику на головы, хотя первый миномёт изобрели именно там. Про русскую «митральезу» я, пожалуй, умолчу.
Всё же, невзирая на озвученные ляпы, фильм этот я однозначно рекомендую к просмотру. Персонажи играют блестяще, как рядовые бойцы, так и старшие офицеры, и поневоле начинаешь сопереживать каждому из них. Правых и виноватых в этом фильме нет. Это — фильм о героической победе над сильным врагом, доставшейся ценой тысяч смертей.
10 из 10
Как много говорит нам словосочетание «русско-японская война» и, в то же время, как мало. Приблизительно, столько же, сколько и о японцах — всё и ничего. Под каким соусом мы знаем японских бойцов? Самураи — хладнокровные, безжалостные люди, при жизни не снимающие масок со своих лиц, будь они бамбуковыми или чисто эмоциональными, люди, презирающие смерть и совершенно не задумывающиеся о ней, люди… но разве это люди? В таком случае, сподручнее говорить о боевых машинах, руководствующихся в одних случаях фанатизмом (если, конечно, это — не бюрократ