BBC это не только бренд, это гарантия качества. Документальные фильмы, снятые BBC, не просто познавательное видео, не просто красивая картинка, или говорящие головы, что-то вещающие с экрана. Это драматургически выверенное, стройное и динамичное кино, использующее самые разнообразные кинематографические приемы для создания напряженного и захватывающего действия.
Совместно с Британским Музеем, располагающим большой коллекцией работ Хокусая, и другими мировыми музеями, BBC создала биографический фильм о самом известном художнике Японии Кацусике Хокусае (1760—1849). Его гравюра «Великая волна» так же узнаваема во всем мире, как «Мона Лиза» Леонардо Да Винчи. Но его биография мало кому известна. Для Англии это первый документальный фильм о Хокусае. О его жизни и работах рассказывают известный историк искусств Роджер Киз, глава Японской секции Британского Музея Том Кларк, ученые, художники, как знаменитые, так и студенты художественных школ. От имени Хокусая закадровый текст читает Энди Сёркис.
Вот 11-ти летний подросток Кацусика поступил в ученики к резчикам по дереву, изготавливающим доски для гравюр. А вот 80-ти летний художник записывает на своем рисунке планы на следующее десятилетие. К сожалению этим планам не суждено было осуществиться. Между этими эпизодами прошла целая жизнь, но фильм — вовсе не перечисление биографических фактов. Напротив, после просмотра понимаешь, как мало было сказано о том, что, где, как и с кем происходило. В жизни художника были и периоды нищеты, и времена невероятной популярности и славы. Его картины из цикла «36 видов горы Фудзи» (который он создал уже в 70-летнем возрасте) тиражировались интенсивнее, чем, к примеру, работы Энди Уорхола. Дошло до того, что отпечатки весьма посредственного качества продавались по цене миски лапши. В них даже заворачивали товары, предназначенные на экспорт в Европу. Так, согласно мифу, Европа узнала об этом художнике и сошла с ума по всему японскому.
В фильме нашлось место и живо иллюстрированным байкам из жизни Хокусая, и съемкам тех мест в Токио (бывшем Эдо), которые связаны с его жизнью, и анализу его творчества на примере большого количества показанных в фильме работ. Чтобы их увидели зрители, съемочная группа посетила всевозможные музеи, галереи и даже букинистические магазины. Но и этого мало, в фильме показано высокотехнологичное исследование подлинного оттиска одной из самых известных гравюр Хокусая «Красная Фудзи». Ее вы скорее всего увидите первой при запросе в интернете имени Кацусики Хокусая. Картина кажется простой, даже примитивной, но это лишь потому, что нам она известна по оттискам, которые в 19 веке жадные до наживы издатели печатали по упрощенной технологии. Но новаторская высокотехнологичная съемка одного из подлинных оттисков, (который даже по цвету сильно отличается от растиражированных), выявила такие детали, которые удивили даже знатоков творчества художника.
А еще Кацусика Хокусай рисовал мангу, и это не шутка.
А еще он имеет свое собственное эмодзи в виде той самой «Большой волны».
Есть и еще кое-что, о чем ненавязчиво, но вряд ли непреднамеренно, говорится в фильме о гениальном старике. Это собственно сама старость. Все знают, что японцы отличаются долголетием. Ученые пытаются раскрыть его секрет, скрупулезно изучая диэту, образ жизни и ведения домашнего хозяйства. Но все гораздо проще и сложнее. Все дело в отношении к старости. Западные люди считают старость чередой потерь и утрат, дающей людям только немощь и бессилие. Старики немощны, поэтому ни на что не годны и никому не нужны. Японское отношение к старости прямо противоположно. По народным верованиям любая старая вещь по мере старения обретает душу. Примерно так же происходит и с людьми. После 60 лет человек обретает достаточно духовного и физического опыта, чтобы, нет, не стать мэтром и почивать на лаврах, а… начать учиться по-настоящему. И Кацусика Хокусай не переставал учиться живописи и в 70 и в 80 лет, и не переставал рисовать. Его поздние работы просты по композиции и содержанию, но их исполнение настолько филигранно, настолько сложно технологически и настолько разнообразно по технике исполнения, что студенты художественных школ приобретают необыкновенный опыт, просто пытаясь их копировать.
BBC это не только бренд, это гарантия качества. Документальные фильмы, снятые BBC, не просто познавательное видео, не просто красивая картинка, или говорящие головы, что-то вещающие с экрана. Это драматургически выверенное, стройное и динамичное кино, использующее самые разнообразные кинематографические приемы для создания напряженного и захватывающего действия. Совместно с Британским Музеем, располагающим большой коллекцией работ Хокусая, и другими мировыми музеями, BBC создала биографический фильм о самом известном художнике Японии Кацусик