Новый фильм Ласло Немеша обращается к поистине неисчерпаемой теме ностальгии по «прекрасной эпохе». Многие рецензенты отмечали, скорее в негативном ключе, своеобразие режиссерского замысла. Вместо того, чтобы обратиться к богатой, но созданной post factum, в 1920-е годы, традиции модернистов, автор пытается воссоздать начало ХХ века художественными средствами авантюрного романа. Творчество Эжена, а в русских переводах часто Евгения Сю, послужило основой для целого жанра литературы категории «Б», терзавшего поборников хорошего вкуса вплоть до Первой мировой войны. Именно стилизацию под такого рода роман и предлагает нам автор.
В 1913 году девица Ирис Лейтер, обучившись у своих приемных родителей ремеслу модистки, приезжает из Триеста в Будапешт. Ее цель любой ценой устроиться в шляпный магазин «Лейтер», принадлежавший некогда ее семье. Злоключения предков, связанные с потерей магазина и обстоятельства их трагической гибели покрыты завесой мрачной тайны. Все люди, связанные со злополучным торговым заведением, что-то скрывают от главной героини. И еще у нее, оказывается, есть брат.
Съемочной группе на славу удалось визуальное решение картины: найдены подобающие локации, прекрасно подобраны костюмы и шляпки. Операторская работа несколько нарочита — камера все время следует за главной героиней, «хвостит» за ней, — но ведущая актриса настолько органична в роли истеричной молодой особы рубежа веков, что подобный прием построения кадра только придает дополнительного нерва повествованию.
Увы, самым слабым местом картины оказывается финал. Сценаристы так хорошо закрутили интригу, что не сумели ее раскрутить. В последние минут сорок становится страшно, что фабула ленты скатится до уровня, простите за бранные слова, «исторических детективов Бориса Акунина». К счастью режиссеру удается удержаться на грани жестокого китча и не пасть так низко. Только не спрашивайте к чему вообще в картине именно эта финальная сцена. Наверное, тут должен был быть катарсис.
Одним словом, если Вас легко подкупить прекрасными кинозарисовками «из жизни Австро-Венгрии, которую мы потеряли», то «Закат» — ваш фильм, несмотря на все сценарные огрехи.
6 из 10
Новый фильм Ласло Немеша обращается к поистине неисчерпаемой теме ностальгии по «прекрасной эпохе». Многие рецензенты отмечали, скорее в негативном ключе, своеобразие режиссерского замысла. Вместо того, чтобы обратиться к богатой, но созданной post factum, в 1920-е годы, традиции модернистов, автор пытается воссоздать начало ХХ века художественными средствами авантюрного романа. Творчество Эжена, а в русских переводах часто Евгения Сю, послужило основой для целого жанра литературы категории «Б», терзавшего поборников хорошего вкуса вплоть до Пе