Задолго до «Парка Юрского Периода» и «Кинг — Конга», древние рептилии ворвались в мир кино, открыв тем самым новую эру в истории Голливудских блокбастеров. Случилось это в далёком 1925 — ом году, когда на экраны вышла экранизация популярного приключенческого романа Артура Конан Дойла — «Затерянный Мир». Уже тогда было понятно, что эти прожорливые монстры нравятся зрителю, и история кино в последствии подтвердила, что динозавры некогда не покинут кинематограф. Это универсальный экшен — аттракцион для любой публики, над сюжетом картин можно особенно не парится (только придумать повод для появления в современном мире вымерших ящеров и считай — дело в шляпе), современные компьютерные эффекты позволяют рисовать этих древних хищников с закрытыми глазами. Оттого динозавров теперь можно увидеть не только в мега — блокбастерах, но и вторичных видео — поделках, и даже телевизионных сериалах и передачах (вроде «Прогулок с Динозаврами» от «Би-Би-Си»). Этому же может свидетельствовать культовая франшиза начатая Стивеном Спилбергом в 1993 -ем (четвёртая часть которой выходит этим летом), и огромное количество постановок по мотивам конан дойловского романа. Среди прочих можно отметить двухсерийный ТВ — фильм 1992 -ого, с Джоном Рис — Дэвисом и сериал конца 90-ых, очень похожий на «Динотопию» (2002). За минувшие с выхода «Затерянного Мира» 90 лет, режиссёры и сценаристы перебрали всевозможные жанры, в которых могли бы действовать динозавры: от приключенческих, экзотических фильмах Золотой Эры Голливуда, то фантастических триллеров и ужасов, до комедий и фэнтази. А в мультипликации они впервые появились даже раньше кинематографа (в короткометражке 1912)…
Данная картина долгое время считалась утраченной, так как в своё время студия — производитель решила сделать звуковой вариант популярного в середине 20-ых фильма, и вновь выпустить его в прокат (так делали, скажем с триллером «Юнивёрсалы» со своим «Призраком Оперы» с Лоном Чейни в роли Эрика). Но потом грянул экономический кризис, и продюсеры охладели к этой затеи, предпочтя вкладываться в новые проекты. А все копии «немые» картины, были уже уничтожены дабы на них не нажились конкуренты. К счастью отыскалась одна, бывшая когда то в Европейском прокате (её хронометраж заметно короче оригинала), и классический фильм о динозаврах не потерян для человечества и будущих киноманов…
Снимали картину, в основном раскошелившись на создание декораций и дорогих, подвижных кукол, актёров и съёмочную группу собрали из новичков и мало известных публике лиц. Продюсеры резонно решили, что сама тема и невиданные до того спецэффекты (разработанные мастером покадровой съёмки Уиллиса О’ Брайена — будущего супервайзера легендарного «Кинг — Конга» (1933), сами по себе привлекут зрителей. Но отобранные на главные роли артисты удачно вписались в каст ленты. В немом кино, как я не раз это повторял — умели подбирать типажи. Что же до персонала трудившегося над лентой за кадром, то там собрались настоящие первопроходцы спецэффектного кино, и невероятно терпеливые люди (кто ещё смог бы днями напролёт возится с куклами, снимая каждое движение монстров отдельно, пошагово, причём на фоне всей панорамы!). Оператор Артур Эдисон — личность известная. Правда таким он стал позже, во время звукового кино, когда снял такие хиты как: «Франкенштейн» (1931), «Человек — Невидимка» (1933), «Мятеж на Баунти» (1935), «Мальтийский Сокол» (1941) и др. Тогда же, в середине 20-ых он был молодым новичком в этом деле, но тем не менее, уже по ряду крутых экшен — сцен «Затерянного Мира» видно, что оператор обладает чувством «большого стиля» и превосходным вкусом в съёмки зрелищных эпизодов. Ведь подобное кино привлекает именно сценами экшена и операторской работай, некими находками профессионалов — перфекционистов. Не берусь судить о работе режиссёра, ибо в последствии Гарри О. Хойт больше так нечего и не поставил, несмотря на громкий успех своего «первенца». В прошлом он был сценаристом, этим же он продолжил заниматься и после. Правда к приключенческому кино отчего то больше не обращался…Но это не первый и не последний случай в кинематографе, когда успешно стартовавший режиссёр почему то решает не продолжать карьеру. Да и 1920 -ые были эпохой не режиссёрского, а продюсерского кино. Говорю о Голливуде, поскольку в Европе тогда творили именитые режиссёры (Фридрих Мурнау, Георг Пабст, начинающий Альфред Хичкок и наш классик Сергей Эйзенштейн). Разумеется, были и исключения — но их по пальцам перечесть: Сесиль Де Миль, Дэвид Уорк Гриффит и Чарльз Чаплин. Но в основе своей, «фабрикой грёз» руководили продюсеры. Они финансировали масштабные проекты не ради создания киноискусства, а ради наживы. Что не мешало под их началом создавать такие грандиозные полотна, как скажем «Бен Гур» (1925), «Багдадский Вор» (1924) и «Робин Гуд». К ним же можно отнести и рецензируемый «Затерянный Мир». Только гигантские постройки древности и многотысячные массовки здесь заменила кропотливая работа с подвижными куклами и создание экзотической атмосферы. За последнюю в фильме отвечают большие ккартины — «задники», искусственные деревья и кустарники снятые в павильоне. Конечно же, сразу с иронией вспоминается диалог из «Кинг — Конга» Питера Джексона: «- Какой экзотический остров?! Ты должен снимать всю экзотику на ближайшей лужайке.» Но, поверьте — для своего времени всё снято на уровне. Негде кроме как в Голливуде — Мекке развлекательного кино, подобный фильм не мог быть создан. Для Европы это был слишком затратный проект, а для советской России попросту неподъёмный…
Не будучи знакомым с книгой Конан Дойла, могу предположить, что сценаристка Мэрион Фэйрфакс её прилично сократила. Представив зрителю персонажей, она тут же переносит героев в джунгли, где незамедлительно начинаются приключения. В которых как и положено, помимо опасностей нашлось место и для любви (тогда кажется, даже самые мрачные фильмы без романтики не обходились). Профессор Челенджер (Уоллес Бири) собирает команду отважных путешественников, готовых отправится на поиски затерянного мира — уголка природы, в котором выжили после падения метеорита динозавры. Среди них оказываются: его дочь Паула (Бесси Лав), молодой репортёр Эд Мэлон (Ллойд Хьюз) и знаменитый охотник Джон Рокстон (Льюис Стоун). Последний, помимо охоты питает страсть к дочери профессора, и невольно соперничает с молодым репортёром, которому Паула отдаёт предпочтение… Героев ожидают опасности: вулканы, голодные хищники и природные испытания…
Сегодня сюжет покажется чересчур наивным и прямолинейным. Но не стоит забывать — фильму 90! Да и смотреть его следует не из — за сюжета, а что бы увидеть первых в истории кино динозавров. Кукольные спецэффекты Уиллиса О’Брайена и созданные Милтоном Менаско джунгли — вот, что стоит увидеть.
9 из 10
Задолго до «Парка Юрского Периода» и «Кинг — Конга», древние рептилии ворвались в мир кино, открыв тем самым новую эру в истории Голливудских блокбастеров. Случилось это в далёком 1925 — ом году, когда на экраны вышла экранизация популярного приключенческого романа Артура Конан Дойла — «Затерянный Мир». Уже тогда было понятно, что эти прожорливые монстры нравятся зрителю, и история кино в последствии подтвердила, что динозавры некогда не покинут кинематограф. Это универсальный экшен — аттракцион для любой публики, над сюжетом картин можно особе