Что такое американская мечта? Жить в пригороде в окружении полей для гольфа, где трава зеленее, изгороди белее, проблемы с соседями ограничиваются вопросом, можно ли быть с ними еще более вежливыми? Проблемы с детьми — вопросом, может ли послушный ребенок стать еще более послушным? А проблемы со здоровьем — как сделать ровные зубы еще более ровными.
Эта комедия переносит нас в самый странный пригород (suburb) Среднего Запада. Вы таких прежде никогда не видели. Здесь все ездят на гольф-карах, носят на зубах брэкеты, даже когда зубы идеально ровные, и разбиваются на пары, согласуясь по цвету своей одежды.
Впрочем, пригород не такое уж счастливое место. И где-то там бродит… серийный убийца. Но самое страшное, это то, что кто-то может не вписаться в общепринятые и негласно узаконенные нормы общественного поведения. Знакомо? Поздравляю! Мы все жители этого сказочно-карамельного пригорода!
На первый взгляд кажется, что «невписавшимся» станет мальчик Джулиан, по какой-то необъяснимой причине превратившийся в собаку (может, это просто переходный возраст?) Но нет, торжество политкорректности и инклюзивности заставляют людей, ничему не удивляясь и не задавая лишних вопросов, принимать его таким, как есть. Точнее, таким, каким он стал. Ведь только превратившись в золотистого ретривера он стал удовлетворять требованиям субурбии: идеальный сын, красивый, атлетически сложенный и спортивный ребенок, который не употребляет грязные словечки, после которых требуется промыть язык с мылом, и не смотрит непотребные телешоу.
У соседей и трава всегда зеленее, и дом ухоженнее, и дети умнее. Это аксиома. Жизнь в пригороде это погоня за недостижимым идеалом, расцвеченная в не слишком искренние улыбки и показные проявления нежности — да-да! те самые поцелуи из трейлера, обратной стороной которых является неприглядное слюнотечение и слюнопускание на соседскую жизнь, у которых и трава зеленее, и муж интереснее, и… ну, вы знаете!
«Зеленее травы» кино чисто «женское», даже феминистское. Жены заправляют здесь всем, мужья же обитают где-то на периферии, ограничиваясь ролью добытчиков (!) и пытаясь занять себя чем-нибудь необязательным, например степенью очистки воды в бассейне.
Жены же решают все, вплоть до того, кого рожать, чьих детей растить в своем доме и в одежду какого цвета облачаться. При этом область для их самореализации настолько ограниченна, что по сути выливается в одно единственное направление: желание иметь одаренного ребенка.
«Зеленее травы» это набор скетчей, абсурдных зарисовок из повседневной жизни среднего класса, которые в сатирическом ключе вскрывают то, что прячется за благополучным фасадом: неудовлетворенность своей жизнью и одновременно страх потерять то, что имеешь, зависть к соседям и полная зависимость от их мнения, попытки заполнить пустоту и спрятать неприглядность существования за наигранной вежливостью и открытостью.
Фильм Жослин ДеБоэр и Доун Люббе в полной мере можно назвать авторским, поскольку эта парочка выступила здесь и как сценаристы, и как режиссеры, и как актеры. Они играют двух жен Джилл (Жослин ДеБоэр) и Лизи (Доун Люббе), вечно дружащих и вечно соревнующихся друг с другом в том, кто из них готов отдать соседу больше. Например, своего ребенка. Они настолько срослись, что порой путают своих мужей Ника (Бек Беннетт) и Денниса (Нил Кейси), особенно если те одеты не в ту одежду.
Абсурд — это основной метод сатиры ДеБоэр и Люббе, которые расширили свой же 15-минутный короткометражный фильм 2015 года до полного метра. Не стоит всерьез относиться к тому, что происходит на экране. Это именно абсурд, как жанр, — весьма редкий гость в наше время всеобщей политкорректности и феминизма, высмеивающий и то и другое, хоть и не изобретательно, по детски и в лоб, но весьма смешно и едко. При этом фильм имеет довольно четкий «ужастиковый» сюжет, за который отвечает звуковое и музыкальное сопровождение, и драматургическое развитие характеров персонажей, подчеркнутое цветовой гаммой их костюмов. По мере того, как в головах происходят изменения, идет и цветовая коррекция одежды. Так одна из героинь «проходит» путь от светло-синего через сиреневый, лиловый и фиолетовый до сахарно-розового.
Цвет и свет здесь вообще играют огромную роль. Удивительно, как без большого бюджета и всего лишь усилиями оператора Лоуэлла Мейера и художников-постановшиков можно добиться таких эффектов. Визуальная эстетика отправляет нас в кинопутешествие. Одноэтажные пастельные домики явно вышли из фильма «Эдвард Руки-ножницы». А праздники на открытом воздухе с клетчатыми и однотонными одеждами гостей напоминают о «Степфордских женах». Ото всюду выглядывает Дэвид Линч. Иногда кажется, еще чуть-чуть, и завернув за угол попадешь в кубриковское «Сияние» (вон уже и близнецы виднеются), или в лантимосовского «Лобстера» (не можешь найти общий язык с окружающими, — превращайся в пса самой дружелюбной породы). А одна из самых запоминающихся и самых нелепых сцен с беременностью футбольным мячом — словно крик отчаяния бесконечного одиночества Тома Хэнкса на необитаемом острове.
«Зеленее травы» яркий (во всех смыслах) пример так называемого «другого» кино, кино авторского и не массового, требующего определенных усилий для понимания, но при этом совершенно дурацкого, дико смешного, зачастую отталкивающего и совершенно ни на что не похожего, несмотря на все кинематографические цитаты.
Даже с названием отечественные локализаторы ухитрились не промахнуться. Простое и прямолинейное оригинальное «Трава зеленее» сделали абсурдно невозможным. Ну, что в нашей жизни может быть «Зеленее травы»?
7 из 10
Что такое американская мечта? Жить в пригороде в окружении полей для гольфа, где трава зеленее, изгороди белее, проблемы с соседями ограничиваются вопросом, можно ли быть с ними еще более вежливыми? Проблемы с детьми — вопросом, может ли послушный ребенок стать еще более послушным? А проблемы со здоровьем — как сделать ровные зубы еще более ровными. Эта комедия переносит нас в самый странный пригород (suburb) Среднего Запада. Вы таких прежде никогда не видели. Здесь все ездят на гольф-карах, носят на зубах брэкеты, даже когда зубы идеально р