Считается, что комедия — легкий жанр. Это не всегда так. Иногда «легкость» — оболочка, под которой кроется что-то очень глубокое, важное и вечное. Комедия «Жадность» — тот самый случай. Уже из названия нетрудно догадаться, что в центре сюжета — алчность, один из семи человеческих пороков. И то, что манера подачи исключительно игриво-шутливая, ни в коей мере не умаляет глубины поднимаемой темы, а даже, наоборот, придает остроты.
В центре сюжета старый богатый инвалид дядюшка Джо (Кирк Дуглас). Вокруг него, словно пчелы, вьются многочисленные родственники (вспоминается Пушкин: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…»), чьими мотивами, как выясняется, движет далеко не альтруизм. Они готовы сделать все, в том числе в буквальном смысле «порвать» друг друга и самого дядю, лишь бы отхватить свой куш от наследства и желательно попутно прихватить чужой. Наимерзопакостнейшая семейка, одним словом. Актеры мастерски сыграли свои отрицательные персонажи — получилось живо и с юмором. Положительные герои тоже есть, но им по сценарию предстоит доказать свою порядочность, пройдя испытание «жадностью». К последним относится племянник старого Джо Дэнни (Майкл Джей Фокс) и сиделка Молли — оба претенденты на наследство.
Главный вопрос, который ненавязчиво задают авторы комедии каждому зрителю: «А как бы повели себя Вы, объявись у Вас внезапно богатый дядюшка?» Не стоит спешить с ответом, также как и не стоит спешить осуждать. Есть два абсолютно разных случая: первый, это люди, подобные радже, кричавшему: «Еще! Еще!» в советском мультике про антилопу. Но другое дело те, кто, подобно Дэнни, бьются, словно рыба об лед, в попытках материально встать на ноги, а тут, Бац! — манна небесная в виде дядюшкиных капиталов (а, может, скорее дьявол, поджидающий за углом со своим яблоком?). Действительно, голову может снести от внезапно открывающихся возможностей. А ведь герой Майкла Джея Фокса тоже был уверен в своей высокой нравственности, пока, столкнувшись с соблазном лицом к лицу, не понял, насколько тот велик. Проблема в том, что, оступившись один раз, велика вероятность пойти по наклонной, такова уж человеческая природа — хочется больше и больше: начинаешь себя обманывать, убеждать, что ничего плохого не делаешь, пока окончательно не пропадает совесть. И вернуться в прежнее «безгрешное» состояние способны лишь самые сильные духом.
У фильма есть своя «изюминка», думаю, она находится в лукавых глазах Кирка Дугласа, в их хитреньком прищуре. Взгляд дядюшки Джо словно говорит: «Я всё вижу и всё понимаю, и никому не удастся перехитрить старика». А финал — просто бомба: сразу становится понятно, почему же на протяжении фильма эти глаза были жуликоватые. Сколько же надо таланта, чтобы так по-настоящему, опять же, одними глазами, передать всю игру эмоций: взгляд сначала изучающий, проницательный, затем разочарованный и грустный, а в итоге снова возвращается на круги своя, к хитрому прищуру.
Майкл Джей Фокс в роли Дэнни был тоже на своем месте. Очень правдоподобно исполнил свою роль. Очень жаль, что этот талантливый актер вынужден был из-за болезни столь рано перестать сниматься.
Вообще, чтобы пересчитать всех положительных персонажей, хватит пальцев одной руки, да еще и «запас» пальцев останется. Помимо Дэнни, всего двое: Молли и подруга Дэнни, Робин. Обе актрисы украсили своим присутствием картину, были убедительны и гармоничны. Про актеров, исполнивших отрицательные роли, уже говорила выше: каждого в отдельности хвалить не буду, дабы не «затягивать». Скажу только, что комедия «Жадность» — тот уникальный случай, когда сошлись воедино все составляющие хорошего кино: интересная задумка, драматический конфликт, отличные актеры, оригинальный финал.
10 из 10
Считается, что комедия — легкий жанр. Это не всегда так. Иногда «легкость» — оболочка, под которой кроется что-то очень глубокое, важное и вечное. Комедия «Жадность» — тот самый случай. Уже из названия нетрудно догадаться, что в центре сюжета — алчность, один из семи человеческих пороков. И то, что манера подачи исключительно игриво-шутливая, ни в коей мере не умаляет глубины поднимаемой темы, а даже, наоборот, придает остроты. В центре сюжета старый богатый инвалид дядюшка Джо (Кирк Дуглас). Вокруг него, словно пчелы, вьются многочисленные