Ингрид Бергман — безусловно великая актриса. Особенно люблю «Триумфальную арку» и «Газовый свет» с ее участием. Роли ее в фильмах Хичкока — отдельная история. А уж про легендарную «Касабланку» и говорить не приходится. Но вот «Жанна Д`Арк» все таки скорее неудачный эпизод в карьере Бергман. Хотя по большому счету тут претензии больше к режиссеру, нежели к актрисе. Фильм — это же, в первую очередь, детище режиссера. Его видение. Как должны играть актеры, какие эмоции выражать и как двигаться (да и вообще каких, собственно, актеров взять на роли), какую среду создать в фильме, каким образом все это снять на камеру (крупный план, средний план, под какими углами и прочее), диалоги, темп фильма и многое другое — всем этим верховодит режиссер. А посему «Жанна Д`Арк» образца 1948 года — это скорее неудача Виктора Флеминга, чем Ингрид Бергман.
Нет, фильм конечно же нельзя назвать провальным. Скорее наоборот! Говоря о неудаче режиссера, имею в виду его выбор актрисы на главную женскую роль. Типаж Ингрид Бергман по-моему все таки немного «тяжеловат» для роли Жанны Д`Арк. Да и возраст тоже — тридцатитрехлетней Бергман сыграть роль молоденькой семнадцатилетней девушки… Да, хорошо бы конечно уменьшить свой возраст в два раза, снова стать молодым, но ведь против природы не попрешь. Поэтому в роли юной девы Бергман мне показалась немного не в своей тарелке. Но главное — это даже не возраст. У каждого актера есть своя манера игры, своя подача, свой стиль, какие-то присущие только данному актеру фишки. И вот тут то пожалуй кроется основная проблема — манера игры Ингрид Бергман по-моему оказалась мало совместима с образом юной девы из Лотарингии. Не оказалось в игре Бергман живости, какой-то искры, настоящего воодушевления. Не инспирирована она на подвиги, или, скорее даже, не инвольтирована. Как сказал бы Станиславский — не верю. Вместо горящего взгляда, порыва, всех сил души и тела, устремленных во имя защиты родины Бергман изобразила по сути лишь следование режиссерской установке. Нарочито театральные жесты, помпезность, иногда даже пафосность. Не знаю, как-то не впечатлило совсем. Что ж, вероятно это спутники своего времени, и в кинематографе конца 40-х это было в ходу.
Фильм получил трех Оскаров, но стоить заметить, что все это награды, скажем так, «второго эшелона» — Оскар за операторскую работу, Оскар за дизайн костюмов, а так же награда продюсеру фильма. В том смысле, что главное — собственно, режиссерская работа, а так же работа актеров все таки не получили премий. Образ Жанны, созданный Милой Йовович в знаменитой постановке Люка Бессона конечно тоже, что называется, не без греха, но Йовович по-моему все таки смогла (хотя бы отчасти) передать тот порыв души, будучи ведомой которым юная спасительница Франции оказалась в силах совершить все те подвиги, которые она совершила. Игра Йовович была гораздо более живая, динамичная и, если угодно, одухотворенная. Да и в почти что «холодном», «механическом» образе девы из Лотарингии, созданном Робером Брессоном, и то, наверное, было побольше жизни, чем в том, что создала Ингрид Бергман (под руководством Виктора Флеминга). В итоге вялая и нарочито театральная подача Бергман на этом фоне безусловно проигрывает. Хотя, повторюсь, это в основном промах режиссера по вышеназванным причинам.
Что ж, любить игру великой и прекрасной актрисы Ингрид Бергман я не перестаю, однако фильм «Жанна Д`Арк» режиссера Виктора Флеминга оставляю на периферии карьеры замечательной шведской актрисы.
Фильм получает шесть из десяти.
Ингрид Бергман — безусловно великая актриса. Особенно люблю «Триумфальную арку» и «Газовый свет» с ее участием. Роли ее в фильмах Хичкока — отдельная история. А уж про легендарную «Касабланку» и говорить не приходится. Но вот «Жанна Д`Арк» все таки скорее неудачный эпизод в карьере Бергман. Хотя по большому счету тут претензии больше к режиссеру, нежели к актрисе. Фильм — это же, в первую очередь, детище режиссера. Его видение. Как должны играть актеры, какие эмоции выражать и как двигаться (да и вообще каких, собственно, актеров взять на роли)