Позади меня была лишь пустота. Я был болен, отчаянье переполняло меня. Проезжая мимо озера я почувствовал себя лучше..
Луиджи Баццони — яркий и в то же время не очень широко известный представитель итальянского кино шестидесятых-семидесятых годов XX века. Он отметился атмосферными «чиллерами» — этот поджанр кино как бы балансирует между классическим триллером и хоррором. «Женщина озера» — один из трех подобных фильмов режиссера. Два других: «Злые пальцы» (1971) и «Отпечатки» (1975).
Если вспомнить незаконченную критическую статью Корнея Чуковского «Триллеры и чиллеры» о литературных детективах и триллерах, «события, составляющие самый центр сюжета этих бесчисленных книг — загадочные смертоубийства». La donna del lago, будучи адаптацией одноименного романа, не является исключением. Картина начинается с того, что в отдаленный итальянский городок приезжает главный герой фильма — писатель. Он узнает, что девушка, с которой он встречался в прошлом году, мертва. Повинуясь непонятному инстинкту и не веря в официальную версию произошедшего — самоубийство, он пытается самостоятельно докопаться до истины.
На первый взгляд фильм снят довольно характерно для тех лет — на черно-белую пленку. Однако есть существенная разница в том, как снималось черно-белое кино у нас и в Европе тех лет. Общий профессионализм постановки, умение работать со светом (особенно во французских и итальянских фильмах того времени) отличаются в лучшую сторону.
В процессе развития кино черно-белое изображение стало средством художественной выразительности. Почву для этого подготовили немецкие (по большей части австрийского происхождения) режиссеры, работавшие в рамках направления киноэкспрессионизма. Их художественные приемы позже перенимались, подвергаясь переработке американскими коллегами в эпоху классического нуара.
Влияния киноимпрессионистов наверное не смог бы избежать ни один из тех, кто снимал кино во второй половине XX века. Не исключение и Леонида Барбони, оператор «Женщины озера». Однако он не остановился только на работе со светотенью, ракурсами и пространством. Блеклая, будто выцветшая картинка усиливает ощущение отрешенности и потерянности главного героя. Повествование перемежается флэшбеками, которые сменяются кошмарными грезами главного героя. Эти сцены необычайно эффектны (благодаря использованию крупного плана и, местами, замедленной съемки) и мрачно монохромны. После просмотра чувствуешь, будто очнулся от полуобморочного холодного сна, в котором блуждал, словно в загадочном лабиринте.
Можно также проследить родство картины с фильмами-нуар. Девушка, с которой встречался герой фильма, мертва, но он постоянно мысленно обращается к ней. Это может быть отсылкой к классическому американскому нуару «Лаура» (1944) Отто Преминджера. Да и само название «Женщина озера» напоминает о другой кинокартине — «Женщина из озера» / «Lady from the Lake» (1947).
Вообще, атмосфера и художественная выразительность — лучшие элементы фильма. Режиссура крайне компетентна, а игра актеров убедительна, в то же время история, будучи взята сама по себе, без художественных достоинств кинокартины, достаточно проста. В целом La donna del lago — яркий и оригинальный образец итальянского саспенса шестидесятых годов.
Позади меня была лишь пустота. Я был болен, отчаянье переполняло меня. Проезжая мимо озера я почувствовал себя лучше.. Луиджи Баццони — яркий и в то же время не очень широко известный представитель итальянского кино шестидесятых-семидесятых годов XX века. Он отметился атмосферными «чиллерами» — этот поджанр кино как бы балансирует между классическим триллером и хоррором. «Женщина озера» — один из трех подобных фильмов режиссера. Два других: «Злые пальцы» (1971) и «Отпечатки» (1975). Если вспомнить незаконченную критическую статью Корнея