Вот этим, довольно неуклюжим, заголовком начну уговаривать Вас, читающих эти строки, посмотреть фильм. Он того стоит. Хотя бы потому, что идет 100-й год окончания Первой мировой войны и разгара нашей Гражданской, и к этому призывает слоган фильма, и то, что Вы увидите — сделает Вас мудрее (если Вы этого захотите).
Вспоминаю 1989 год и думаю, что иногда цензуру можно не принимать, но понимать…
Мы за эти годы и так много чего снесли… зря. Вон китайцы свои 70 лет сейчас отмечают.
Могли бы и мы прожить эти годы по-другому, и не пришлось бы вспоминать о жертвах антоновского(и не только) мятежа.
Невозможно было не убояться в 1989 году реакции зрителя на этот фильм! сейчас это смотрится по-другому, уже не так остро, и акценты по фильму ставятся сознанием другие, но тогда!.
Итак, смотрю первый раз: бедная баба, сплошные насильники! Но и она временами — «Сосуд дьявольский». Чего полезла к пьяному свекру, да как! Но как ее жаль!
Костюмы, цвета, тексты, музыка, свежие лица (спасибо Вам, русские крестьяне!) — все великолепно, не успеваешь все охватить! Зато понимаешь, что такой режиссер(и сценарий его) не может снимать сериальчик о насильниках. Не тот уровень!
Второй просмотр: смотрю историю. Вижу мятеж, и все военные страсти, слоган на месте, но… лично меня эта сторона фильма уже не волнует, я знаю гораздо больше.
Крестьян мы поняли? Белых поняли? Чтобы понять красных, посмотрите хотя бы «Павку Корчагина» с Василием Лановым в главной роли.
Как изумительно все играют, как все снято! Но ведь не эта кровища и грязь меня волнует и заставляет думать?
Третий просмотр: уже уровень личных историй и переживаний: да, это не-стареющий, всегда современный, нужный и полезный фильм, даже не о бабе (хотя и о ней тоже) — о мужчинах и женщинах, об отношениях. Варвара одна — но все ее мужчины — они те, что должны быть. И Иван (богатая семья, а кого взял), и Александр, и Малафей, и Лебеда — они не случайны. Почему? Говорят же, на роду написано…
Еще хочется оду пропеть в честь мужчин, пытающихся до конца спасти своих: дед Луков или тот, помоложе «Баранчиковы мы»… Нашим бы так. Какие они у нас стойкие, предки!
По ходу фильма хочется поворчать: показ жатвы — красиво (Репин?), но — во всех фильмах о селе есть. Заменяли бы уж чем: отелом скота, цыплятами-гусятами, переменами в природе, в занятиях. Ведь и сейчас весной тепло земли пробуют рукой и сжимают ком земли, чтобы определить влажность — и где мы это видели? И не думайте, что если крестьянин — то «дремучий». Были и есть — сами себе стратеги и тактики. Неспешные. Земля суеты не знает. Все в нее, кормилицу нашу.
И радости в их жизни были — сколько в одежде кружева, шитья, белизны. Хорошие бы посиделки показать стоило.
Смотреть ли еще раз?
В конце фильма Лебеда чему-то обрадовался. Очень. Хочется понять — ЧЕМУ?
10 из 10
Вот этим, довольно неуклюжим, заголовком начну уговаривать Вас, читающих эти строки, посмотреть фильм. Он того стоит. Хотя бы потому, что идет 100-й год окончания Первой мировой войны и разгара нашей Гражданской, и к этому призывает слоган фильма, и то, что Вы увидите — сделает Вас мудрее (если Вы этого захотите). Вспоминаю 1989 год и думаю, что иногда цензуру можно не принимать, но понимать… Мы за эти годы и так много чего снесли… зря. Вон китайцы свои 70 лет сейчас отмечают. Могли бы и мы прожить эти годы по-другому, и не пришлось б