Очень приятно бывает случайно узнать о фильме, ничего особенного от него не ждать, а на выходе получить огромное удовольствие. Но обо всём по порядку (извините за много букв и формат с пунктами, просто мне по-другому сложно уместить все впечатления):
Плюсы:
1. В центре повествования находится судьба всего нескольких человек. Вставок архивной хроники или закадрового рассказа о ходе войны и крупных политических событиях достаточно мало. Но при этом режиссёру удаётся косвенно, но очень понятно и убедительно рассказать о трагедии нескольких миллионов людей, живших в Чехословакии.
2. Удивительное внимание к самым мелким деталям: множество символов, тонкостей, своеобразных «пасхалок», отсылок как в рамках сюжета, так и к реальным событиям. Приведу примеры:
А) В столовой пилот возмущается «ежедневным пайком из морковки», на что официант отвечает ему: «Это полезно для зрения, сэр. По крайней мере, так говорят.» Это отсылка: во время Битвы за Британию защитники острова пользовались современными на тот момент секретными радарами и очень рано обнаруживали самолёты противника. Немцы заподозрили неладное, и английская пропаганда, чтобы их «успокоить», стала распространять байку про морковь, улучшающую зрение пилотов.
Б) После объявления тревоги один из авиаторов старается как можно быстрее доесть свой ужин. Сначала эта сцена кажется лишней, и только при дальнейшем развитии событий становится ясно, насколько она была важна.
В) Ради интереса при просмотре обратите внимание на воздушный шарик и фотографию с лошадьми. Не бойтесь спойлеров, это просто маленькие детали, иллюстрирующие мастерство режиссёра и сценариста.
3. Карл Войтишек (дебютная роль Криштова Хадека). Профессионализм, идейность, патриотизм — качества вполне взрослого человека удивительным образом сочетаются в нём с детской непосредственностью. Это порождает множество историй, забавных и не очень забавных эпизодов. Именно этот персонаж вызывает у меня наибольшую эмпатию. Наверное, потому что он самый искренний.
4. Роли второго плана. Персонажи, появляющиеся в одном или нескольких эпизодах, оставляют, тем не менее, неизгладимое впечатление:
А) Немецкий офицер, инспектирующий чешский аэродром в самом начале фильма. Демонстративно «хорошие» манеры в сочетании со сниходительным высокомерием и соответствующие шуточки (моя школьная учительница называла это «вежливым хамством») выглядят очень правдоподобно. Когда, обращаясь к чешскому коллеге, он произносит фразу: «Представляю себе, каково Вам. Немецкий офицер пустил бы себе пулю в лоб», мне так и хочется ответить: «Ещё успеешь.»
Б) Женщина, преподающая лётчикам английский язык. В милой и безобидной на вид старушке обнаруживается нечеловеческое терпение и преданность своей профессии, также впечатляет её плавная жестикуляция и какая-то особая полуулыбка, присущая только британцам. Самые яркие моменты: взрыв радости, когда ученик с третьей или четвёртой попытки, кривляясь, правильно произносит слово «land», и крайне деликатное укрощение того же самого ученика, который «психанул» и решил уйти с занятия. «Я сражаюсь с врагом с помощью преподавания английского языка», — справедливо замечает железная леди, загородив собой выход из аудитории.
В) Собака по кличке Барчу. Да, её следует рассматривать как полноценного героя хотя бы за эпизод с преследованием мотоцикла: собака не понимает, что такое оккупация, и не может оставить хозяина. Тот прогоняет её, но Барчу несколько раз разворачивается и снова смотрит на уезжающий мотоцикл. Да, сцена типовая, но исполнена очень красиво.
5. Музыка. Причём не только фоновая, но и та, что исполняют персонажи фильма: как вокально, так и инструментально.
6. Контрасты. Они делятся на 2 типа:
А) Благодаря нелинейному повествования при внезапных скачках между разными годами можно более остро ощутить изменения, случившиеся с героями картины.
Б) Лёд и пламя: невозмутимые, расчётливые, ироничные британцы, которые воюют разумом, и у которых всегда всё под контролем, и эмоциональные, энергичные, вечно спешащие чехи, которые воюют сердцем, творчески выпутываются из сложных ситуаций и не менее творчески в них попадают (никого вам это не напомнило?).
7. Красота языка. Во-первых, немцы в фильме говорят по-немецки, чехи — по-чешски, а британцы — по-английски. Такой элементарной естественностью может похвастаться, к сожалению, не каждый фильм. Во-вторых, перевод идёт не совсем синхронно, что даёт возможность насладиться оригинальным звучанием фразы.
8. Прекрасные пейзажи с высоты полёта истребителя и увлекательные батальные сцены с уделением внимания тактике боя (в этом я, правда, не особо разбираюсь), но без лишних спецэффектов. Лично мне ещё очень понравился звук при убирании шасси «Спитфайра». Нет, я серьёзно: он классный!
9. Потрясающая финальная сцена. Просто посмотрите.
Минусы:
1. Совсем не показан очень интересный период между весной 1939 и летом 1940, то есть то, как именно чехословацкие лётчики смогли добраться до Альбиона. Вот они едут по мосту недалеко от сданного немцам аэродрома и бац — уже в Англии.
2. Дурацкое название фильма, по крайней мере, на русском языке. Это можно частично оправдать тем, что «Tmavomodry svet» (чешское название) — это слова из песни, которую поют лётчики.
3. И, наконец, самый ужасный недостаток, которому не может быть никакого оправдания: пиво, распиваемое на экране (в Англии), слишком светлое и прозрачное для английского. Больше похоже на немецкое или как раз чешское.
А если серьёзно, то положительные стороны перевешивают с огромным отрывом. Этот фильм — настоящее искусство!
10 из 10
Очень приятно бывает случайно узнать о фильме, ничего особенного от него не ждать, а на выходе получить огромное удовольствие. Но обо всём по порядку (извините за много букв и формат с пунктами, просто мне по-другому сложно уместить все впечатления): Плюсы: 1. В центре повествования находится судьба всего нескольких человек. Вставок архивной хроники или закадрового рассказа о ходе войны и крупных политических событиях достаточно мало. Но при этом режиссёру удаётся косвенно, но очень понятно и убедительно рассказать о трагедии нескольких м