«- Эти события произошли тогда, когда Испанская Империя завоевала мир и молодые клинки обучались правилам ведения боя…» (с)
После того, как голливудский кинематограф впервые обратился к приключенческой книге американского писателя Джонстона Маккали «Проклятие Капистрано», выпустив на экраны немую экранизацию с проворным Дугласом Фэрбенксом в главной роли, этот сюжет, ровно как и персонаж — стали неотъемлемой частью развлекательного кинематографа. Начиная всё с тех же 20-ых, за прошедшие десятилетия экран узнал не одного мстителя в чёрном плаще и маске. Практически без каких либо изменений, классическая история молодого испанского аристократа Диего Де Ла Вега, решившего инкогнито бороться за попранные права угнетённых — переносилась на плёнку в разных частях света, включая даже Индию (где тамошние киношники перенесли действие в родные пенаты). Но, самыми известными воплощениями благородного разбойника, после изначальной «немой» киноверсии с Фэрбенксом — стали постановки с Аленом Делоном, Тайроном Пауэром и Антонио Бандерасом. Без преувеличений можно признать блокбастер Мартина Кэмпбелла — общим итогом проделанного этим героем на экране, за всю его историю существования, своеобразным памятником прославленного оригинала, а потому — самым лучшим в данном перечне. Однако, в этой рецензии речь пойдёт об ныне подзабытой, но в прошлом достаточно известной киноверсии романа Маккали — чёрно — белом, опять же голливудском фильме, главную роль в котором исполнил ранее поминавшийся актёр — Тайрон Пауэр.
Этот поставленный нашим белоэмигрантом из Тбилиси — Рубеном Мамуляном фильм, не так давно имел честь быть внесённым в Национальный Реестр США! Уже одно это обстоятельство, как бы говорит о прошлой славе данного произведения, о котором на родине судя по всему и не забывали. Хотя, признаться не совсем ясно чем это таким особенным заслужил это такой, не побоюсь откровенности — довольно среднего уровня фильм, тем не менее — все любители Зорро обязаны рано или поздно обратиться и к этой, не столь известной в широких кругах картине. Которую ваш покорный слуга посмотрел лишь накануне, оставшись изрядно разочарованным от увиденного. Но обо всём по порядку.
Сперва коснёмся технической стороны проекта. Поскольку «Знак Зорро» — это не историческая костюмированная драма, имеющийся в фильме экшен и сюжетная интрига финального разоблачения — играют вовсе не второстепенную роль. Так вот, в качестве приключенческого боевика про таинственного мстителя в маске — фильм Мамуляна терпит фиаско. Дело в том, что Зоррро в сюжете мало. Он появляется для нескольких встреч с насквозь коррумпированным мэром города, и пару раз фехтует с солдатами и скачет на лошади по улицам набитым горемычными бедняками. Затем его фирменная маска сменяется обыкновенной бандитской, как у грабителя из дешёвых вестернов, и в таком обличье он совершает ограбление мэрской кареты. Странно и то, что управляющего делами Калифорнии именуют мэром а не губернатором, что всё таки более привычно. Но оставим это на совести переводчиков. Самих драк, как рукопашных, так и на шпагах — в фильме мало. Финальное сражение с участием поднявших оружие благородных буржуа — так вообще отдаёт какой то профанацией на тему пролетарской революции, от которой наш досточтимый режиссёр предпочёл сбежать в Америку.
Единственное, что радует — так это достаточно продолжительный бой между Диего и капитаном Эстебаном (в роли которого выступил специализировавшийся на отрицательных персонажах Бэзил Рэтбоун). Романтические отношения между Диего и Лолитой не задались так же, поскольку они прониклись друг к другу сразу же, стоило только парню признаться, что он тот самый Зорро — а его дегенеративный образ молодого аристократа — модника только лишь ширма. Первая встреча в церкви, когда девушка принимает его из — за его наряда за священника — немного напоминает встречу героев Кэтрин Зетты — Джонс и Антонио Бандераса из фильма Кэмпбелла, но художественно решена гораздо слабее и менее комически. Священник Фелиппе — так и вовсе предстаёт таким толстым и воинственным мужланом, словно не бедный испанский служитель церкви, а монах Тук! Более того, имеется даже его поединок на шпагах с капитаном Эстебаном, что само по себе выглядит нелепо…
Наконец образа героев. После всех тех животрепещущих описаний изуверств нового мэра — дона Луиса Кинтеро, он представляется сущим Дьяволом во плоти! Однако, вместо кровожадного упыря — угнетателя, мы видим толстенького и смешного коротышку, молодая супруга которого спит и видит с кем бы ещё наставить самодуру — мужу рога! Стоит ли говорить, что Эдвард Бромберг вообще не уместен в этом образе. Что же до его жены, так любвеобильная Инесс (Гейл Сондергаард) — мачеха Лолиты — является этакой средних лет потаскушкой, а вовсе не роковой красавицей — которую пытались, очевидно по некоторым приметам образа, сделать из неё авторы картины. Таким же, как и мэр — пожилым самодуром выглядит и отец Диего — дон Алехандро, которого играет Мантэгю Лав. На их фоне светлыми пятнами выглядят поминавшийся выше Бэзил Рэтбоун — сыгравший коварного и алчного офицера, и исполнительница роли Лолиты — Линда Дарнелл. Образ последней правда испортил корявый сценарий, в котором любовь героев как то неожиданно выскочила и поразила обоих, как бандит с ножом из — за угла (воспользовавшись словами нашего классика). А что же сам Диего Вега, он же — Зорро? В образе молодого изнеженного лентяя — буржуа Тайрон Пауэр ещё терпим (хотя его «модный» танец — насмешит любого), но в роли отважного борца — уж больно безликий. В такого Зорро и играть как то не хотелось бы, посмотри это кино я не вчера а в детстве. Опять же, в отличии от киновоплощений этого героя красавцами Аленом Делоном и Антонио Бандерасом. Даже «немой» и поло — комедийный Зорро Дугласа Фербенкса был куда представительней!
Честно говоря, даже как то странно, что столь безликий сценарий писали аж три сценариста. Сразу вспоминаются нынешние, во многом посредственные в отношении кино времена, когда даже несколько человек не могут «родить» качественного сюжета. Правда спасает от полного провала хорошая операторская работа Артура Миллера и саундтрек написанный целой плеядой композиторов — выдвигавшийся в своё время на Оскар. Поэтому, если вы киноман и задались целью увидеть все фильмы про Зорро — смотреть картину 1940 -ого года вам всё же придётся — но заранее предупреждаю, на многое не рассчитывайте. А вот если вы ещё по каким то неведомым причинам не смотрели не одного фильма об знаменитом «Чёрном Лисе» — начинать лучше не с версии Мамуляна — который, откровенно говоря, не смотря на имеющуюся его Звезду на Аллее Славы — никогда не был хорошим постановщиком.
«- Эти события произошли тогда, когда Испанская Империя завоевала мир и молодые клинки обучались правилам ведения боя…» (с) После того, как голливудский кинематограф впервые обратился к приключенческой книге американского писателя Джонстона Маккали «Проклятие Капистрано», выпустив на экраны немую экранизацию с проворным Дугласом Фэрбенксом в главной роли, этот сюжет, ровно как и персонаж — стали неотъемлемой частью развлекательного кинематографа. Начиная всё с тех же 20-ых, за прошедшие десятилетия экран узнал не одного мстителя в чёрном пла