«- Был создан Свет, и вместе с ним была создана Тень.» (с)
Сегодня имя Брэма Стокера широкая публика знает благодаря роману про графа — вампира из Трансильвании. Безусловно, эта книга — самое знаменитое его произведение. Однако, помимо «Дракулы», Стокер написал ещё несколько романов и множество рассказов, которые в своё время были популярны у публики. Лично меня очень впечатлил его роман «Логово Белого Червя», который в своё время мне понравился даже больше его «Дракулы» (в этом уже «виновата» просто фееричная экранизация Копполы, оказавшийся в разы лучше литературного первоисточника). Среди рассказов особо выделил бы «Дом Прокурора», «Проклятие Скво», «Крукенские Пески», «Крысы Знают Своё Дело» и рассказ про растущие из стены волосы (вроде как «Золотистые Локоны»). Лет 10 назад мне посчастливилось наткнуться в магазине на толстую книгу — собрание сочинений ирландского писателя. Кроме нескольких новелл — там были все его основные произведения. Но положенного в основу рассматриваемого в данной рецензии фильма, там не было. Поэтому судить как об экранизации прозы классика жанра я не стану. Замечу только то, что из многочисленных историй Стокера, запросто можно было бы состряпать один цельный фильм ужасов, скроенный на манер молодёжного триллера «Байки у Костра», или чего то в этом роде. Я например, одно время пытался написать сценарий, в основу которого хотел положить наиболее жуткие его сюжеты, но так и не сделал этого…
Если о творчестве Брэма Стокера говорить можно долго, то вот о фильме малоизвестного американского режиссёра Джейми Диксона, этого не скажешь. Ибо, увиденный мною в далёком детстве по телевизору рекламный анонс ужастика «Зодчий Теней», оказался гораздо страшнее самого фильма. Сейчас даже странно узнать, что этот предназначенный для выхода лишь на видео, мистический триллер — был представлен на каком то жанровом фестивале, где даже умудрился получить приз за спецэффекты! Вполне возможно, что 17 лет назад, они ещё могли заставить потенциального зрителя купить кассету с картиной, или посмотреть фильм по ночному ТВ. Рекламный ролик и впрямь изобретателен. Но сегодня, единственное что может заставить обратить внимание на картину, это третьестепенный артист Майкл Рукер, занятый здесь в одной из главных ролей, а так же наличие в титрах фильма имени автора оригинального рассказа — большем этот «Б» — триллер похвастать не может. Это унылая, нелепая и бестолковая «пугалка», которая не работает. Весь саспенс режиссёр намеревался сосредоточить на целиком нарисованном Повелителе Теней, но он для сегодняшнего дня, уж простите — плохо нарисован. Испугать этот чёрный силуэт с копной смольных волос и утробным басом, при всём желании не может. Хотя будь фильм в руках более талантливого режиссёра, можно было бы увидеть на основе этой истории действительно страшную картину. Поскольку «фишка» главного злодея в том, что он (как подразумевает его имя) повелевает тенями, а следовательно возникает лишь в полумраке, там где появляются тени. Персонажи не раз будут стремится в зданиях к выключателю, что при более удачном воплощении, можно было бы использовать как игру на нервах у зрителя (появится ли Повелитель Теней, или нет?). Это пытаются сделать и в этом фильме, но учитывая плохие спецэффекты — результат нулевой.
Сюжет крутится вокруг мальчишки, которого Демон повелевающий Тенями, избрал как… (не подберу слов — но надеюсь вы поняли), и если его не остановить, он завладеет душой ребёнка и погрузит наш мир во тьму. Толком так и не объяснят, зачем Демону мальчик — вроде как причина в его сектанте — папаше. Спасать подростка будут его отчим — местный шериф, а так же специально ради этого прибывший священник, в прошлом крутой вояка, решивший найти успокоение в религии, и избранный Церковью для этой миссии… Словом — обычная страшилка про Конец Света, потрёпанного жизнью спасителя и жертвы на закланье, которую все пытаются спасти… Неизвестные исполнители (кроме упомянутого Рукера, играющего того самого «проповедника с пулемётом»), безликие герои и скучное развитие сюжета. Ей Богу, мне даже писать больше не о чем! Думаю единственным плюсом этого фильма является то, что после просмотра охота ознакомится с настоящим рассказом Стокера. Действие которого, как можно догадаться, из желания сэкономить, было перенесено в современность. Но это не являлось решающем фактором в неприятии картины, поверьте. Есть же осовремененный вариант «Логова Белого Червя» (который я пока не видел), и вроде говорят фильм не плох. Возможно, посмотри я «Зодчего Теней» раньше, он мне понравился бы больше. Как это произошло с подобным трешь — хоррором «Мумия. Принц Египта» — на который я так же писал нейтральную рецензию, из уважения к своим детским впечатлениям от картины. Но так уж вышло, что посмотрел этот никудышный триллер Диксона, я только сейчас. Поэтому скрывать своего разочарования от него я не стану — глупая и бездарная попытка перенести на экран прозу культового писателя. А ведь ролик, и ожидания связанные в связи с ним, были не малые. Но в очередной раз реклама оказалась куда лучше самого фильма, и как бы я не хотел избежать этого признания, но было бы лучше, что бы я его вообще не видел.
«- Был создан Свет, и вместе с ним была создана Тень.» (с) Сегодня имя Брэма Стокера широкая публика знает благодаря роману про графа — вампира из Трансильвании. Безусловно, эта книга — самое знаменитое его произведение. Однако, помимо «Дракулы», Стокер написал ещё несколько романов и множество рассказов, которые в своё время были популярны у публики. Лично меня очень впечатлил его роман «Логово Белого Червя», который в своё время мне понравился даже больше его «Дракулы» (в этом уже «виновата» просто фееричная экранизация Копполы, оказавший