Фильм "Золотой ключик", созданный режиссёром-сказочником А. Птушко ещё до Великой Отечественной войны, сегодня можно увидеть в основном на интернет-сайтах. Он, не в пример сказке "Золушка" 1947-го года, остался чёрно-белым, хотя по качеству актёрской игры считается одним из лучших советских кинолент, а визуальные эффекты приближают его к современности. Иллюзия разницы в росте (вспомним экранизацию "Властелина колец") в фильме создана за счёт совмещения дальнего и ближнего плана, а игру настоящих актёров дополняет кукольная анимация. Спустя двадцать лет после своего выхода свет фильм "Золотой ключик" озвучили заново. Изменились реплики актёров, тексты песен, у голоса Буратино появился другой тембр. Кроме того, в начальных кадрах исчез логотип "Мосфильма". Авторский замысел А. Птушко снимал свой фильм не по книге А. Толстого "Приключения Буратино", а по пьесе "Золотой ключик". Эти два произведения ощутимо отличаются друг от друга, поэтому и финал у экранизации "Золотого ключика" отличается от прозаической сказки. История начинается с песни шарманщика Карло, который зарабатывает на улицах гроши. Куда выгоднее ремесло всем известного Карабаса-Барабаса, владельца кукольного театра, бессовестного богача. На его представления народ стекается рекой, и таким же потоком в широкий карман "театрала" льются деньги. Но бородатому толстяку всё мало: он делится с торговцем пиявками Дуремаром мечтами отыскать золотой ключ к потайной дверце, ведущей к несметным сокровищам. Тем временем, сам того не ожидая, Карло выстругивает из живого полена смышлёного деревянного мальчишку Буратино. Этот озорник способен на многое: именно он даст куклам свободу, а своему приёмному отцу - настоящее счастье. В финале выяснится, что потайная дверца находится не где-нибудь, а в каморке у Карло, и лестница за ней действительно ведёт к сокровищам. Но вовсе не тем, о которых грезил наяву Карабас-Барабас. Тридцать шесть лет спустяВ 1975-м году, через два года после кончины Александра Птушко, кинокомпания "Беларусьфильм" начала съёмки музыкального фильма "Приключения Буратино" -теперь уже по повести А. Толстого. Этот проект унаследовал музыкальность к/ф "Золотой ключик", но снят был совершенно иначе. Л. Нечаев, режиссёр двухсерийных приключений, признался, что после съёмок золотой ключик достался именно ему - он выкупил реквизит за тридцать рублей.
Этот «Золотой ключик», снятый в далёком 1939 году на пике популярности толстовской сказки, обязательно стоит посмотреть. Возможно, это старое кино, как и «Новый Гулливер», откроет вам тайные знания о наших предках, только что покончивших с Гражданской войной и мечтавших о построении первого на планете по-настоящему справедливого мира для всех добрых работящих людей.
Очень жаль, что фильм не оцифрован и не стал цветным, тогда его можно было бы увидеть и в оригинале, и посвежевшем виде. Но одно можно сказать точно, такие фильмы, хоть в старом виде их подай, хоть в обновлённом, никогда не станут продуктом «второй свежести».
Штука в том, что молодой советский кинематограф ещё не был изнурён догматами и цензурой мрачных политических мумий, ещё живо было понимание эзопова языка и многие шуточки с намёками очень неплохо заходили даже во взрослую публику. Трудно поверить, но на пороге уже была Вторая мировая война, до Отечественной оставалось совсем мало времени.
Зато нам теперь понятнее, почему фильм, снятый по пьесе Толстого, отличается от повести. Это в финале.
6 из 10
Этот «Золотой ключик», снятый в далёком 1939 году на пике популярности толстовской сказки, обязательно стоит посмотреть. Возможно, это старое кино, как и «Новый Гулливер», откроет вам тайные знания о наших предках, только что покончивших с Гражданской войной и мечтавших о построении первого на планете по-настоящему справедливого мира для всех добрых работящих людей. Очень жаль, что фильм не оцифрован и не стал цветным, тогда его можно было бы увидеть и в оригинале, и посвежевшем виде. Но одно можно сказать точно, такие фильмы, хоть