Наконец — то посмотрел давно откладываемый режиссёрский дебют «тарантиновского артиста» Тима Рота. Что могу сказать по поводу его «Зоны Военных Действий»? Однозначно это — низкобюджетный арт-хаус, с тяжёлым сюжетом и неспешным развитием событий. Всё как обычно в «другом кино». Но, что конкретно по воплощению замысла, самого сюжета, который был основан на ранее опубликованной книге? Тема инцеста поднималась в кино не однократно. Очень трудно снимая о таком не впасть в манипуляцию по отношению к зрителям, или на оборот погрязнуть в беспросветной чернухе. Тем более трудно было ожидать уверенной и крепкой работы от впервые севшего в режиссёрское кресло молодого (на тот момент) артиста. И надо признаться, что Тим Рот смог удивить. Он снял кино не скучное, не слишком мерзкое, но при этом какое то индифферентное. Чересчур холодное, отстранённое, не позволяющее симпатизировать персонажам попавшим в жуткую ситуацию, поэтому и нет эффекта сопереживания. Герои ходят туда — сюда по дому, посещают разные места, бывают в баре или на пляже, сидят с бутылкой у костра и отвозят мать семейства в клинику на очередные роды. А вместе с тем, начинает рассказываться автором неприятная история насильственного сожительства (если конечно это слово в данном случае уместно) старшей дочери с отцом… Из диалогов героев нечего не известно об их прошлом, кто они такие, зачем переехали из Лондона в провинциальный, прибрежный городок. Толком не ясно чем занимается их отец, непонятно отчего дочь раньше нечего не сообщила не в полицию не маме.
Главный герой — младший брат девушки, который однажды возвращаясь из магазина их с отцом застукал — так же какой то странный тип. Мамаша постоянно на сносях, учитывая же то, что их семейство вовсе не богато, как то непонятно, на что эти люди собираются жить? При том, ни разу глава семьи не вышел на работу, а только то и дело болтал с кем то по телефону… Короче, одни вопросы оставшиеся без ответов. Возможно в положенной в основу сценария книги, как то подробнее и обстоятельней рассказывалось о семье этих англичан, но автор почему то не удосужился перенести это на экран. Учитывая тот факт, что за сценарий отвечал сам автор книги — это вызывает непонимание. Вполне вероятно, что режиссёр хотел почти что притчевого звучания, как это свойственно практически всем арт-хаусным произведениям. На это настраивает и холодный прибрежный климат (морские волны бьющиеся о скалы напоминают о недавнем шедевре нашего Звягинцева). Операторская работа Шеймаса МаГарви и саундтрек Саймона Босуэлла, буквально с первых кадров обещают тягучее повествование. Но к чести дебютанта, стоит заметить, что хронометраж картины средний — чуть более стандартных 1,5 часов. Отсюда можно сделать вывод, что многое отснятое было в последствии удалено, дабы уложиться в вполне мейнстримные рамки демонстрации картины. Но раз уж так, то можно было бы оставить продолжительность хотя бы до двух часов, уверен сюжету это точно бы пошло на пользу.
Теперь об актёрских работах. Не считая Тильды Суинтон и Рейя Уинстона (играющих соответственно несчастную мать и порочного отца), а так же появившегося в небольшом эпизоде молодого совсем ещё Колина Фаррелла — я не знал никого из занятых в картине исполнителей. Но юные артисты — Фредди Канлифф и Лара Белмонт, сыгравшие Тома и Джесси — вполне неплохо справились с ролями. Правда первый много молчит, и ходит практически всегда в капюшоне, а вторая на оборот часто истерит или ноет (что в общем то неудивительно). Имеются ещё несколько побочных персонажей и грудные дети, но не считая девушки — подруги Джесс (с которой Том чуть было не расстался с девственностью), или их новой соседки (к которой у Тома явное влечение), это просто массовка. Особо интересно наблюдать за развитием напряжённых отношений между братом и сестрой, когда тот даёт ей понять, что видел её с отцом, и даже предъявляет доказательства. Очевидно, что девочка — подросток сама не в восторге от того, что её регулярно сношает в извращённой форме родной монстр — отец (который в обычное время играет добропорядочного главу семейства), и упрёки и обвинения брата ей причиняют боль. Но, опять же не прояснённым остаётся факт того, что Джесси раньше хранила молчание. Почему? Боясь расстроить мать? Спасая отца? Правда финал даёт понять, что последний пункт её заботил меньше всего… Что же до Суинтон и Уинстона, то Тильда — некрасивая женщина, но превосходная актриса, что доказывала уже не раз. Вот и здесь она держит марку, изображая правдоподобную, среднестатистическую английскую мать — домохозяйку. А Рей Уинстон — как молодой Джин Хекмен, всегда фактурен и выразителен, и с годами только набирает актёрского веса. Хотя в данной роли нет глубины, и зрителю неясны причины толкнувшие его на такую мерзость по отношении как к жене, так и к дочери. Но в том уже нет вины актёра, это прерогатива сценария. А стало быть спрос с Тима Рота, который конечно же мог «отмазаться» тем, что снимал первый фильм в своей жизни. Пословица про блины будет достойной метафорой, способной оправдать некоторую схематичность постановки. Но, постановщик очевидно усвоил урок — не можешь сделать хорошо — не берись за сложную тему. И впредь, за прошедшие почти два десятка лет так нечего и не снял. При всём при том, что его первенца наградили на Берлинском киносмотре, и удостоили приза европейской киноакадемии в престижной номинации «Открытие Года». Поживём — увидим, возможно этот талантливый актёр удивит нас своим режиссёрским проектом в будущем.
Наконец — то посмотрел давно откладываемый режиссёрский дебют «тарантиновского артиста» Тима Рота. Что могу сказать по поводу его «Зоны Военных Действий»? Однозначно это — низкобюджетный арт-хаус, с тяжёлым сюжетом и неспешным развитием событий. Всё как обычно в «другом кино». Но, что конкретно по воплощению замысла, самого сюжета, который был основан на ранее опубликованной книге? Тема инцеста поднималась в кино не однократно. Очень трудно снимая о таком не впасть в манипуляцию по отношению к зрителям, или на оборот погрязнуть в беспросветной