«Звездный десант» 2 — объект постоянных нападок со стороны как рядовых зрителей, так и кинокритиков (рейтинг 3,0 — тому подтверждение).
Отчаянная попытка Эдварда Ноймайера (сценариста «Звездного десанта» I, «Робокопа») и режиссера — Фила Типпетта (обладателя двух премий`Оскар» за визуальные эффекты) спасти вселенную «Звездного десанта» после кассового провала первой части «Десанта» в 1997 (бюджет — 100 000 000$, сборы — 121 000 000$).
Продюсеры скептически отнеслись к инициативе Типпетта и Ноймайера, выделив всего лишь 7 000 000$ на постановку второго научно-фантастического фильма о войне людей против расы арахнидов.
Соответственно, в этом фильме вы не увидите ни могущества звездного флота, ни космоса или городов будущего. Вообще говоря, в этом фильме вы не увидите даже огнестрельного оружия десантников, которое является стержневым элементом стиля первой части «ЗД» (в сиквеле огнестрельное оружие заменено на лазерное, эффект «выстрела» из него — «мигающие лампочки»).
Между тем, поклонникам трэш-жанра (а также ужасов с элементами триллера) и вселенной «Звездного десанта» вторая часть подарит массу интересных впечатлений.
Во-первых, в условиях мизерного бюджета авторы проявили чудеса изобретательности. Первые 30—40 минут второй части «ЗД» практически полностью соответствуют стилистике первой картины.
Используя вырезанные сцены из первой части, режиссер смог поставить несколько интересных сражений между людьми и насекомыми: здесь вам и окружение арахнидами горстки десантников, и отступление десанта на фоне грозовой бури, а также сцена с бомбардировкой насекомых. Безусловно, дизайн арахнидов также был сохранен: жуки здесь такие же объемные, безжалостные к врагу и бесстрашные (в третьей части «ЗД» нет и этого).
Во-вторых, сохраняется концепция эволюции арахнидов: если в первой части насекомые изучали людей посредством изъятия мозга некоторых персонажей, то во второй части появляется новый враг — арахниды-паразиты, которые предназначены для непосредственно захвата контроля над мозгом десантников.
В-третьих, как и в первой части, так и здесь, присутствуют элементы сатиры: агитационные видеоролики с призывом отдать жизнь за Федерацию контрастируют с банальной неспособностью руководства отправить спасательный борт для оказавшихся в ловушке бойцов пехоты. Дальнейшая милитаризация Федерации — в десантники записывают даже недавно родившихся детей, также вписывается в общую сатиристическую концепцию первого фильма Верховена.
В-четвертых, актерская игра. Несмотря на неизвестные аудитории имена актерского состава, главные персонажи картины со своими ролями справляются. Это касается как центрального мужского образа в (актер — В. Дж. Декс), так и женского персонажа (актриса — Коллин Порш). Эти двое — единственные, у кого из состава мобильной пехоты хватает воли и интеллекта заподозрить своих сослуживцев в заражении паразитами и дать отпор, по сути, «невидимому» врагу.
Авторы активно используют идею таких культовых картин, как «Нечто» 1982 года, «Чужой» 1979 и «Факультет» 1998, а именно — поиск ответа на вопрос о том, кто из близкого окружения главных героев — свой, а кто — уже «зараженная» врагом-паразитом марионетка.
Именно вокруг этой сюжетной интриги и сконцентрирована основа сценария некогда известного в Голливуде Эдварда Ноймайера. Максимально используя этот интригующий концепт, Ноймайер порой доходит до черного юмора — в нескольких сценах метаморфозы, связанные с паразитами, захватившими мозги десантников, доходят до абсурда. Последнее полностью соответствует тем производственным возможностям, которые были доступны съемочной группе — очень сложно снимать научно-фантастический фильм в условиях 7-ми миллионного бюджета. Зато намного доступнее внедрить в сценарий элементы трэша.
Если первая часть «ЗД» напоминает сатиру только при внимательном просмотре, то «Герой Федерации», сочетая в себе элементы триллера и ужасов, причудливо дополняет эту жанровую основу откровенным трэшем.
Фильм также полон элементов, традиционно используемых в картинах категории «B» — частые крупные планы героев во время сражений как средство экономии на показе экшен-сцен, из ниоткуда появившаяся актриса Бренда Стронг, которая играла в первой части «ЗД» (в этом фильме она играет совершенно другого персонажа), периодически шаблонные диалоги. Чего уж говорить — фильм миновал кинотеатры, сразу выйдя на DVD-носителях.
Авторы снимали картину, в основном, в темных помещениях, что также негативно сказалось на общем восприятии ленты — действие проходит в плохо освещенных коридорах заставы, которая стала укрытием десантников на время песчаной бури. Да, эффект «клаустрофобии», активно используемый в современных триллерах, также не чужд и второй части «ЗД».
Стилистически «Герой Федерации» существенно отличается от культовой для многих из нас первой части «Звездного десанта» — масштабность, любовный треугольник и грандиозный звездный флот остались в прошлом.«Герой Федерации» — дерзкая попытка сохранить и развить сатиристические элементы первой картины. Между тем, первая половина фильма, активно заимствуя вырезанные сцены из первоисточника, все еще напоминает нам о больших сражениях, поставленных Верховеном.
Итог — вторую часть «Десанта» можно смотреть, однако чересчур критический подход к картине не даст прочувствовать сатирические сценарные вставки (в форме трэша), которые подразумевались авторами «Героя Федерации». Это — не последнее из продолжений культового фильма Пола Верховена 1997 года. Впереди еще будет «Мародёр» 2008 года, несколько анимационных фильмов и до сих пор готовящийся в недрах Голливуда ремейк.
6 из 10 за старания!
«Звездный десант» 2 — объект постоянных нападок со стороны как рядовых зрителей, так и кинокритиков (рейтинг 3,0 — тому подтверждение). Отчаянная попытка Эдварда Ноймайера (сценариста «Звездного десанта» I, «Робокопа») и режиссера — Фила Типпетта (обладателя двух премий`Оскар» за визуальные эффекты) спасти вселенную «Звездного десанта» после кассового провала первой части «Десанта» в 1997 (бюджет — 100 000 000$, сборы — 121 000 000$). Продюсеры скептически отнеслись к инициативе Типпетта и Ноймайера, выделив всего лишь 7 000 000$ на поста