Холодный приём зрителями и критиками первых послевоенных фильмов с Джеймсом Стюартом («Эта замечательная жизнь» и «Волшебный город») показал, что его былое «идеалистичное» амплуа к концу 40-х годов уже не было настолько востребовано, как десятилетием ранее. Понял это и сам Стюарт, решивший, в дальнейшем, взяться за роли совсем другого типа — более зрелых героев, которым не чужды цинизм и некоторая «жёсткость» в характере. И относительным началом этого «ветра перемен» стала главная роль в полудокументальном нуаре режиссёра Генри Хэтэуэя «Звонить Нортсайд 777» (1948).
Сюжет: Чикаго, декабрь 1932 года. Время «Великой депрессии» и «Сухого закона» одновременно. В одной из нелегальных забегаловок убивают полицейского, и вскоре, по подозрению в убийстве, арестовывают неких Фрэнка Вичека (Ричард Конте) и Томека Залески (Джордж Тайн). На основании показаний владелицы забегаловки, Ванды Скатник (Бетти Гард), обоих приговаривают к пожизненному заключению, и даже последующие пересмотры их дела оставляют приговор без изменений.
Спустя 12 лет, в 1944 году, мать Фрэнка, Тилли Вичек (Кася Орзазевски), даёт объявление в газету, обещая $5000 тому, кто сообщит ей информацию о настоящих убийцах полицейского (в качестве телефонного номера, по которому с ней можно связаться, женщина указывает «Нортсайд 777»). Объявлением заинтересовываются в газете «Chicago Times», главный редактор коей (Ли Дж. Кобб) поручает расследовать это дело своему другу — циничному репортёру Джеймсу МакНилу (Джеймс Стюарт), отнюдь не склонному верить в невиновность Фрэнка и Томека…
Фильм «Звонить Нортсайд 777», согласно источникам, создан на основе реальной истории, достаточно точно перенесённой на плёнку — хотя, без определённой доли вымысла, конечно, не обошлось (изменены имена всех значимых персонажей сюжета, номера телефонов и названия улиц, а некоторые детали опущены или, наоборот, специально выдуманы для картины). Но итоговый результат, тем не менее, производит неоднозначное впечатление — за что надо говорить «спасибо» сценарию, написанному целой командой авторов на основе серии газетных статей, принадлежащих «перу» Джеймса МакГуайра (прототип героя Джеймса Стюарта в ленте).
Скажем, персонажи в «Нортсайде…» прописаны весьма одномерно и поверхностно — исключением можно назвать лишь репортёра МакНила, который был здесь намного интереснее прочих (хотя, с его трансформацией из закоренелого циника в «благородного спасителя», сценаристы всё-таки перестарались). А вот неестественнее всех тут смотрелся герой Ричарда Конте, поскольку мужчину, отсидевшего больше 10 лет в тюрьме, в картине показали столь «ангельски» честным и благородным, что даже стало интересно, где сценаристы ленты встречали таких заключённых?
Также, неясен смысл сюжетной привязки к происходящему героя Джорджа Тайна — по сути, вообще непонятно, зачем его ввели в фильм. Конечно, за убийство полицейского к пожизненному заключению приговорили двоих: Фрэнка и Томека. Но про последнего почему-то практически не вспоминают и не делают ничего, чтобы ему помочь, уделяя, вместо этого, всё внимание Фрэнку. Отходя от персонажей к самому сюжету, заметно, что особых откровений он в себе не таит, но, при этом, огрехов в нём хватает.
«Так, зачем же Ванда Скатник соврала в суде?», «А тогдашние технологические нововведения, используемые в криминалистике, действительно были так сильны?» — эти и многие другие вопросы будут у зрителей возникать в голове после просмотра, поскольку в постановке Генри Хэтэуэя на них, как ни странно, предпочли не отвечать, взамен, заставляя интересующихся, видимо, обращаться к фактам из реальной истории данного расследования.
Впрочем, в отличие от сценария, по другим критериям «Нортсайд…» заслуживает более высоких оценок. Так, нередко снимавшему нуары во второй половине 40-х годов, Хэтэуэю удаётся преуспеть во многом при работе над картиной (пусть, в данном случае, перед нами и не совсем «нуар» в полном смысле этого слова). В частности, режиссёру удаётся, по возможности, максимально приглушить недостатки сценария и заставить зрителя сопереживать даже самым «картонным» его героям.
Помимо этого, Генри Хэтэуэй ещё и уверенно нагнетает напряжение там, где это необходимо — что, определённо, повышает интерес к наблюдению за происходящим. Словом, режиссура — это один из главных «плюсов» фильма, но, к счастью, не единственный. Операторская работа Джозефа МакДональда привлекает внимание своим подчёркнуто «полудокументальным» стилем, одновременно с этим, усиливая «Нортсайд…». Удачной можно назвать и идею съёмки нуара вне студийных декораций — в кадре мы видим исключительно реальные улицы и здания штата Иллинойс (даже «тюремные» сцены с участием Ричарда Конте и Джорджа Тайна сняты в настоящей тюрьме!).
Не так однозначно всё обстоит с актёрским составом в данной киноленте, на чём стоит остановиться немного подробнее. Несомненно, роль репортёра Джеймса МакНила можно записать Джеймсу Стюарту в «актив» — актёр очень убедительно выглядел в прежде не самом характерном для него амплуа «закоренелого циника». Конечно, в процессе развития событий Стюарту приходится снова вернуться к более привычному для себя типажу, но на общем впечатлении от его игры это, к счастью, никак не сказалось.
Откровенно не понравился Ричард Конте в качестве Фрэнка Вичека. Нет сомнений, что отчасти ему в этом «помог» сценарий, но и сам Конте тоже не приложил особых стараний, скучно и монотонно сыграв своего «положительного» заключённого с, не меняющимся весь фильм, выражением лица «учителя воскресной школы». Временами, признаюсь, при просмотре я даже хотела спросить главного героя: «Ты вообще зачем так впрягся за вот это «серое недоразумение»? Неужели не видишь, что тебе всё это нужно больше, чем ему самому?».
Намного ярче и интереснее него был Ли Дж. Кобб в роли главного редактора газеты «Chicago Times». Это же можно сказать и о Хелен Уолкер, очень мило и трогательно игравшей Лору, жену репортёра. Ещё понравилась Кася Орзазевски в качестве матери Фрэнка, не теряющей веры в невиновность своего сына. А вот остальные, кто был в кадре (неважно, будь то жена героя Конте или Ванда Скатник), благодаря сценарию, воспринимались, в основном, исключительно в виде «бегущей строки».
Разве что, можно отметить небольшое участие в ленте Леонарда Киллера, чьё имя, наверное, знают те, кто интересуется или изучает историю появления и развития технологий, использовавшихся в криминалистике. Взаправдашний изобретатель детектора лжи появится в кадре, чтобы объяснить персонажам Стюарта и Конте, как работает его изобретение и как надо себя вести, проходя на нём проверку.
Подводя итоги, остаётся сказать, что, в числе лучших фильмов в своём жанре, «Звонить Нортсайд 777», пожалуй, назвать нельзя из-за недостатков, описанных выше. В то же время, благодаря достоинствам картины (также, вышеописанным), для почитателей голливудской киноклассики 1940-х годов, фанатов Джеймса Стюарта и любителей вот таких «полудокументальных» кинолент, просмотр постановки Генри Хэтэуэя, думаю, не должен стать «пустой тратой времени».
7 из 10
Холодный приём зрителями и критиками первых послевоенных фильмов с Джеймсом Стюартом («Эта замечательная жизнь» и «Волшебный город») показал, что его былое «идеалистичное» амплуа к концу 40-х годов уже не было настолько востребовано, как десятилетием ранее. Понял это и сам Стюарт, решивший, в дальнейшем, взяться за роли совсем другого типа — более зрелых героев, которым не чужды цинизм и некоторая «жёсткость» в характере. И относительным началом этого «ветра перемен» стала главная роль в полудокументальном нуаре режиссёра Генри Хэтэуэя «Звонить