Те, кто два года ходил с Александром Яковлевичем Михайловым по северным морям, отправляясь в плавание из Владивостока, вряд ли предполагали, что их товарищ - будущий актер и народный артист России. Но так вышло, что уроженец Читинской области, который мечтал сначала о море, потом предпочтет театр и отдастся актерской профессии со всем пылом своей горячей натуры. Вехи на профессиональном пути Михайлова, окончившего в 1969 году театральный факультет Дальневосточного педагогического института искусств, - Приморский краевой драматический театра имени Горького (дебют в роли Раскольникова в спектакле "Преступление и наказание"), Саратовский академический театр драмы и, наконец, московский Театр имени Ермоловой, первыми ролями в котором стали Историк в спектакле "Я - человек" и доктор Астров в "Дяде Ване". В 1973 году Александр Яковлевич впервые попробовал свои силы в кино: его пригласили на роль бригадира сварщиков в фильме Федора Филипова "Это сильнее меня". Впоследствии Михайлову великолепно удавались роли тружеников, волевых мужчин, одну из которых он сыграл в фильме "Мужики!", который полюбился всей России. Его Павел Зубов, шахтер заполярного Никеля, узнает о трагической ошибке, совершенной тринадцать лет назад: поверив в измену своей невесты, он не вернулся на родину, где родилась и выросла его дочь Полина. Самой Насти уже нет в живых, в пустом доме живет Поля с двумя братишками: один из них - сын Насти от второго брака, брошенный отцом, второй - цыганенок Степка, которого Настя усыновила в родильном доме. Всех троих детей отправляют в детские дома: на свете нет никого, кто взял бы их под опеку. Никого, кроме Павла, который принимает непростое для себя решение забрать на Север не только свою дочку, но и двоих мальчишек, которых она не может оставить. Этот поступок поддерживают его друзья, настоящие мужики, о которых и создан реалистичный и щемящий душу фильм. После "Мужиков!" Михайлов сыграл множество сложных и запоминающихся ролей в фильмах самых разных жанров. Это - боевик "Змеелов", комедия "Любовь и голуби", драма "Очарованный странник", созданная по роману Николая Лескова. Заметны и работы Александра Михайлова в театре: в 1985 году он переходит в Государственный академический Малый театр, на сцене которого создает образы Константина ("Дети Ванюшина" С. Найденова), Джеймса ("Долгий день уходит в ночь" Ю. О'Нила), Вайнера ("...И Аз воздам" С. Кузнецова), Хрущева ("Леший" А.П. Чехова), Иоанна Грозного ("Царь Иоанн Грозный" А.К. Толстого). Главная роль в последней постановке едва не стоила актеру жизни: изначально спектакль носил название "Смерть Иоанна Грозного", и с каждым выходом на сцену Михайлов ощущал, как его покидают силы. Священник посоветовал артисту убрать из названия слово "смерть", но руководители проекта не были с этим согласны, пока Александра Яковлевича, с внезапным кровотечением, не доставили в институт Склифосовского...Буквально вернувшись с того света, Михайлов снова стал репетировать "Грозного", но уже под нейтральным названием постановки. Человек решительный и искренний, Александр Михайлов никогда не кривил душой. Прожив более тридцати лет с женой Верой Константиновной, романтические отношения с которой связывали его еще с Владивостока, актер круто меняет течение своей личной жизни - уходит к другой женщине. У Александра Яковлевича трое детей: Константин, Акилина и приемный сын Владислав.