Родился на Украине, в селе Сосницы Черниговской области. Выходец из многодетной крестьянской семьи, он в 1914 году закончил Глуховский педагогический институт, позднее учился в Киевском университете и в коммерческом институте. В 1914-1917 гг. преподавал в гимназии естествознание, физику и гимнастику. После революции участвовал в создании Киевского отдела народного образования (1920-1921), находился на дипломатической работе в Польше и Германии (1921-1923). В Германии учился живописи в Мюнхенском и Баварском художественном училище. В 1923-1926 гг. - художник-иллюстратор в харьковской газете "Вiсти ВУЦВК". С 1926 работал режиссером-постановщиком на Одесской кинофабрике. Снявшись в двух небольших комедиях и приключенческом фильме "Сумка дипкурьера", в 1927 поставил свой первый фильм, героическую эпопею "Звенигора", в которой сцены современности и гражданской войны переплетались с эпизодами украинской истории. Для творчества Довженко основной являлась характерная для соцреализма тема противостояния старогои нового в жизни народа. Оставаясь верным всю свою жизнь коммунистическим идеалам, режиссер в то же время весьма своеобразно их интерпретировал. Последние немые фильмы Довженко - "Арсенал" (1928) и "Земля" (1930), посвященные классовой борьбе на Украине,свидетельствовали о появлении в отечественном кинематографе режиссера, обладающего незаурядным талантом. Лирико-эпические произведения Довженко, такие как "Иван" (1932), "Аэроград" (1935), "Щорс" (1939) были решены в первую очередь изобразительными средствами. В 1934 году, во время гонений на национальную интеллигенцию, Довженко переехал в Москву, где найдя покровительство Сталина, по его личному распоряжению работал над созданием картины "Щорс" - героического произведения о гражданской войне. В 1941 году фильм был удостоен Государственной премии СССР. В годы войны режиссер снял документальные фильмы "Битва за нашу Советскую Украину" (1943) и "Победа на Правобережной Украине" (1945), став одним из первых крупных режиссеров игрового кино, принявшем участие в разработке художественных средств в кинодокументалистике. В 1949 на экраны вышел историко-биографический фильм "Мичурин" (первоначальное название - "Жизнь в цвету"), ставший последней заметной работой режиссера. Начиная с 1949 года, вел преподавательскую работу во ВГИКе, выступал со статьями и докладами. В последние годы жизни основные силы Довженко отдавал работе над киносценариями, составляющими значительную часть его творческого наследия. После смерти Довженко, его жена и сорежиссер Ю.И. Солнцеваосуществила постановку кинокартин по некоторым его сценариям - "Поэма о море" (1959), "Повесть пламенных лет" (1961), "Зачарованная Десна" (1964). В 1959 году за сценарий "Поэма о море" Александр Довженко был посмертно удостоен Ленинской премии.