Родился 10 марта 1926 года в Новосибирске в семье хирурга и преподавательницы русского языка и литературы. С детства играл на фортепиано, учился в музыкальной и общеобразовательной школах. По окончании школы поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, однако вскоре был отчислен и призван в армию. Он был направлен в Тюменское офицерское училище, затем проходил службу в Новосибирском ансамбле песни и пляски. Отслужив в армии, работал в Новосибирской филармонии, затем поступил в Алма-Атинскую консерваторию на отделение фортепиано. На следующий год был переведен на композиторское отделение, где учился у известного композитора и преподавателя, профессора Евгения Брусиловского. Дипломная работа Зацепина - балет в трех актах "Старик Хоттабыч" долгое время входила в репертуар Алма-Атинского театра оперы и балета.Окончив консерваторию в 1956 году, Зацепин работал концертмейстером в Алма-Атинской филармонии и тогда же начал писать музыку к фильмам, дебютировав в качестве кинокомпозитора в картине "Наш милый доктор" (1957, реж. Шакен Айманов). В конце пятидесятых по приглашению композитора, дирижера и аранжировщика Виктора Кнушевицкого, он перебрался в Москву, где спустя несколько лет начал сотрудничать с режиссером Леонидом Гайдаем. Их первой совместной работой стали короткометражные фильмы "Самогонщики" и "Пес Барбос и необычный кросс" (1961), которые положили начало их многолетнему и более чем удачному творческому союзу - на долгие годы музыка Александра Зацепина стала неотъемлемой частью картин Гайдая "Операция Ы и другие приключения Шурика" (1965), "Кавказская пленница" (1967), "Бриллиантовая рука" (1968), "12 стульев" (1971), "Иван Васильевич меняет профессию" (1973), "Не может быть!" (1975), "Инкогнито из Петербурга" (1977), "За спичками" (1980), "Спортлото-82" (1982), "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" (1992).Работа Зацепина в кино не ограничивалась сотрудничеством с Леонидом Гайдаем - его музыка также звучит в таких картинах как "Красная палатка" (1969, реж. Михаил Калатозов), "Земля Санникова" (1973, реж. Альберт Мкртчян и Леонид Попов), "Капитан Немо" (1975, реж. Василий Левин), "31 июня" (1978, реж. Леонид Квинихидзе), "Петля Ориона" (1980, реж. Василий Левин), а также в мультипликационном фильме "Тайна третьей планеты" (1981, реж. Роман Качанов). Многие песни композитора, звучавшие в кино, в том числе "Песенка про медведей", "Песня про зайцев", "Остров невезения", "Есть только миг" и "Все было" стали настолько популярными, что обрели свою, отдельную от фильмов жизнь. Соавтором многих песен Зацепина был известный поэт-песенник Леонид Дербенев, с которым он работал в течении многих лет. В середине семидесятых Зацепин начал работать с Аллой Пугачевой, написав для нее ряд песен: "До свиданья, лето","Любовь одна виновата", "Бубен шамана", "Куда уходит детство?", "Волшебник-Недоучка", "Кто, не знаю, распускает слухи зря...". Венцом их сотрудничества стал музыкальный фильм "Женщина, которая поет" (1978, реж. Александр Орлов), который, несмотря на крайне отрицательное отношение критиков, завоевал огромную популярность и стал лидером советского проката в 1979 году.В начале восьмидесятых, женившись на француженке, композитор покинул страну и, не меняя гражданства, на протяжении нескольких лет жил и работал во Франции. С тех пор они живет на два дома - в Москве и в Париже. Помимо музыки к кинофильмам и многочисленных песен, ему принадлежат романсы на стихи отечественных поэтов, мюзиклы "Золотые ключи", "Две женщины и зависть", "Русское Рождество в Париже", музыка к спектаклям и инструментальные произведения - Индийская сюита, Сюита на темы народов Азии и Африки для симфонического оркестра, струнный квартет, прелюдии для фортепиано. Обладатель почетного звания заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, член-корреспондент Национальной академии кинематографических искусств и наук, член Союза композиторов и Союза кинематографистов, Александр Сергеевич Зацепин по-прежнему продолжает плодотворно работать, сочиняя новую музыку. В последние годы композитор работал с поэтом Юрием Рогозиным. Творчество Зацепина и по сей день остается очень востребованным - его произведения входят в репертуар многих популярных исполнителей, периодически появляются альбомы с музыкой из кинофильмов, а также сборники как старых, так и новых песен композитора.