В 1905 году, 23 ноября в Николаевске-на-Амуре в семье страхового агента (отец) и зубного врача (мать) родилась Ангелина Иосифовна Степанова - русская актриса, театральный деятель. Народная артистка СССР (1960), лауреат Государственных премий СССР (1952, 1977), лауреат премии им. К.С.Станиславского (1995). Герой Социалистического труда (1975). По словам Ангелины Иосифовны, у нее "никогда не было театральных шатаний, сомнений, по какому пути идти". Учась в московской гимназии, увлекалась балетом; в 1921 была принята в школу при 3-й Студии МХАТ (курс набирал Е.Б. Вахтангов), которую окончила в 1924, сыграв Мэри в "Битве жизни" по Диккенсу, Сурмилову в "Льве Гурыче Синичкине" Д.Т. Ленского, бессловесную рабыню, а затем и Адельму в прощальной вахтанговской "Принцессе Турандот" по пьесе Карло Гоцци. Посмотрев "Битву жизни", В.И. Немирович-Данченко предложил перенести спектакль на сцену МХАТа, а исполнителям войти в состав труппы. Дорабатывал постановку Н.М. Горчакова сам Станиславский. С ним же в свой первый сезон службы в театре (1924-1925) Степановой довелось работать над ролями княжны Мстиславской ("Царь Федор Иоаннович" А.К. Толстого) и Софьи ("Горе от ума" А.С. Грибоедова, в роли Фамусова - Станиславский). Приход Степановой во МХАТ удачно совпал с началом обновления актерского состава: в старые спектакли вводились молодые исполнители. Степановой выпало сыграть Неродившуюся душу в легендарной "Синей птице" Метерлинка. После небольшой роли Мариньки, невесты декабриста князя Голицына, в спектакле "Николай I и декабристы" А.Р. Кугеля (шел 1926 год) Станиславский вынес вердикт: "Вы становитесь актрисой". Ему же принадлежат слова: "У нас давно не было такой молодой артистки. Ей предстоит большая будущность". Пророческий дар не подвел режиссера.Среди ролей Степановой - разножанровые образы: Ивонна ("Продавцы славы" П. Нивуа и М. Паньоля, 1926), Генриетта ("Сестры Жерар" В.З. Масса по мелодраме А.-Ф. Деннери и А. Кормона, 1927), Аня ("Вишневый сад" А.П. Чехова, 1928), Кинооператор и мисс Сеншейн ("Реклама" М. Уоткинса, 1930), Графиня ("Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше, 1931), Шура ("Егор Булычов и другие" М. Горького, 1934), Лида Коваль ("Платон Кречет" А.Е. Корнейчука, 1935), Арманда ("Мольер" М.А. Булгакова, 1936), Бетси Тверская ("Анна Каренина" Л.Н. Толстого, 1937), Зинаида ("Дядюшкин сон" по Ф.М. Достоевскому, 1938), Ирина ("Три сестры" Чехова, 1940), Натали Пушкина ("Последние дни" Булгакова, 1943). Станиславскому, который либо ставил эти спектакли, либо "доводил их до ума", Степанова была благодарн: "К Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко я попала уже опытной актрисой, с которой можно было говорить о форме, характерности, образе. Сделал из меня эту актрису К.С. Станиславский". Степанова в совершенстве "владела мастерством интеллектуальной отделки роли", умела "оттенять неяркую строгость психологического реализма сталинских времен своим насмешливым, умным скепсисом" (Р. Должанский). Ангелину Иосифовну привлекали характерные роли - она мечтала сыграть одну из ведьм в шекспировском "Макбете", но при этом умела быть лиричной и сдержанной, эмоциональной и жесткой. После смерти основоположников МХАТа Степанова появлялась в новой роли раз в сезон. Последними ее ролями стали Мать в "Серебряной свадьбе" А.Н. Мишарина и Лика в "Московском хоре" (1988) в постановках Ефремова. В начале девяностых Ангелина Иосифовна Степанова ушла на покой - здоровье больше не позволяло работать так, как она привыкла, да и в новом репертуаре театр не так много было ролей для 85-летней актрисы.Ставшая легендой при жизни, последняя из мхатовцев, выходивших на сцену вместе со Станиславским и репетировавших с Немировичем-Данченко, Степанова не любила давать интервью. Последний раз появилась перед публикой 26 октября 1998 на сцене МХАТа в Камергерском переулке на праздновании столетия Художественного театра. Среди ролей Степановой в кино курсистка ("Мертвый дом" по Достоевскому, 1932), Бетси Тверская ("Анна Каренина" по Л.Н. Толстому, 1951), Анна Павловна Шерер ("Война и мир" по Л.Н. Толстому, 1965), миссис Шамуэй ("Бегство Мистера Мак-Кинли" по сценарию Л. Леонова, 1975), худрук театра ("Двадцать дней без войны" по сценарию К. Симонова, 1976), старуха ("Объяснение в любви" по сценарию П. Финна, 1978), Мария Ивановна Киреева ("Запомните меня такой" по пьесе Р. Солнцева "Мать и сын", 1987). Вместе с Марком Прудкиным Ангелина Иосифовна участвовала в цикле телепередач "Театральные мемуары", снялась в телеверсиях спектаклей МХАТа "Милый лжец" и "Чрезвычайный посол". К 100-летию со дня рождения Ангелины Степановой телеканал "Культура" показfk тот самый спектакль МХАТа "Милый лжец".Ангелина Степанова работала на радио. Ее голос рассказывает о старом МХАТе, она читает стихи Пушкина, Тютчева, Фета... Яркая актриса, она была профессором Школы-студии МХАТ, членом редколлегии журнала "Театр"; автором ряда заметок и статей о театре. 18 мая 2000 Ангелины Иосифовны Степановой не стало.