Родился 4 сентября 1934 г в г. Прага. Является всемирно известным, крупнейшим чешским кинорежиссёром, сценаристом, художником, сценографом, скульптором, аниматором, представителем экспериментального кинематографа, автором сюрреалистических мультипликационных фильмов, тактильных поэм и скульптур. Его творческий дебют состоялся в 1950 г. в стенах Института прикладных искусств, после чего он продолжил своё обучение на отделении кукольного мастерства в Пражской академии искусств.Вскоре по окончании академии искусств он организовывает собственный Театр Масок, после чего поступает в театр Laterna Magika, где демонстрирует свои первые киноизыски. Одновременно работает художником в театрах "Семафор", "Чиногерни клуб", "На забрадли" и на киностудии "Баррандов".В 1964 году на экраны выходит его первый фильм, утвердивший за ним репутацию самого передового аниматора своего времени.1970 год стал для режиссера переломным в его судьбе. В этом году он знакомится с ведущим теоретиком Чешской Сюрреалистической Коммуны Вратиславом Эффенбергером, к которому вскоре присоединяется.С 1973 по 1979 год Ян Шванкмайер занимается постановкой экспериментов в области тактильного изображения, пытаясь понять, насколько искусство может быть связано с физическими ощущениями.В 1987 году выходит в свет его первый игровой мультфильм "Алиса", собственное видение режиссера сказки "Алиса в стране чудес".Его творчество, бесспорно, оказывает влияние на многих признанных гениев мирового кинематографа - от Тима Бертона до братьев Куай. Основными темами в творчестве режиссёра являются такие чувства, как страх, боязнь замкнутого пространства, а также тема манипулируемости. Всё это было навеяно личными страхами режиссера и царившей в те годы в социалистической Чехословакии общественно-политической ситуацией. Одной из последних его работ стал фильм "Полено", вышедший на экраны в 2000 году.В 2005 году выходит его фильм "Безумие", в котором режиссер как бы продолжает размышления, начатые Эдгаром По в рассказе "Система доктора Смоля и профессора Перро", о той опасности, которую несёт на себе "власть толпы".Каждый новый фильм Яна Шванкмайера становится настоящей сенсацией в мире анимационного кино.