Режиссер и оператор научно-популярного и игрового кино Юрий Желябужский (12.12.1888 - 18.04.1955) родился в Москве на исходе девятнадцатого века. Его матерью была известная актриса МХТ М. Андреева, которая развила в душе Юрия любовь к кинематографу. Не смотря на это, Юрий Андреевич учился другой специальности. В 1913-1916 годах он изучал особенности кораблестроения в Петроградском Политехническом Институте. После этого он нашел себя в сфере переводоведения и редактуры петроградских журналов, а в 1916 году стал сотрудником кинолаборатории Мартынова и Кенеке в Москве. Так он начал приобщаться к кинематографическому искусству того времени. В годы гражданской войны и первые годы мирного времени Желябужский снял большое число научно-пропагандистских лент. "Гидроторф" и ряд других фильмов были посвящены торфодобыче, нефтяной промышленности, а также биологическим исследованиям. В 1923 году Юрий Желябужский становится полноценным членом "Межрабпом-Русь" и ставит около десяти художественно-игровых картин. Именно в эти годы появились популярные фильмы "Папиросница от Моссельпрома" (1924) и "Коллежский коллектор" (1925). В своих работах режиссер большое внимание уделяет актерам, их подбору и соответствию характера игры сюжетной линий всей картины. Современными кинокритиками "Коллежский коллектор" признан одним из лучших произведений Желябужского, которое грамотно передало проблему маленького человека, теряющего свое единственное сокровище - дочь. Поставленные позднее фильмы "Победа женщины" (1927), "Человек родился" (1928) и "В город входить нельзя" (1929) не пользовались успехом, несмотря на отличную проработку главных ролей. В начале 1930-ых годов, после неудачи со звуковой постановкой фильма "Просперити", Юрий Андреевич прекращает режиссерскую деятельность и участвует в научно-педагогической работе во ВГИКе.