ЧЕРНАЯ Ляля (Надежда Сергеевна) (15.02.1909, Нальчик- 02.09.1982, Москва)- актриса, исполнительница цыганских песен и романсов. Заслуженная артистка РСФСР (I960). Родилась в семье московского дворянина, Сергея Алексеевича Киселева и цыганки Марии Георгиевны Поляковой, певицы и плясуньи Стрельненского цыганского хора И. Лебедева. Впервые вышла на сцену в 13 лет, как плясунья, с хором московских цыган Егора Полякова в ресторане "Арбатский подвал". В 15 лет Ляля Черная была уже знаменитостью и выступала с хором Е. Полякова на эстраде, в том числе и в тематических концертах, посвященных цыганскому пению, которые проводились каждый год в Колонном зале, Большом и Экспериментальном театрах. Исполняла цыганские народные и бытовые песни: "Я цыганкой родилась", "Серьги-кольца", "Садо-виноградо", "На заре не слышу", "Не уезжай" и др., которым научилась у своей матери. Особенно поражали зрителей ее пляски, отмеченные богатством ритмов, музыкальностью и пластичностью.Со дня основания в 1931 Ляля Черная работает в театре "Ромэн". В первом спектакле "Утро и вечер" сыграла эпизодическую роль, однако вскоре благодаря яркому артистическому дарованию стала ведущей актрисой этого театра. С большим успехом сыграла ряд главных ролей в таких спектаклях, как "Жизнь на колесах" А. Германо (Грина), "Цыгане" (Земфира), созданному по произведениям А. Пушкина, "Кровавая свадьба" (Невеста) Г. Лорки, "Все о тебе" (Люба) А. Афиногенова, "Дочь шатров" (Инка) И. Ром-Лебедева и др. Особенно полюбилась зрителям Грушенька Ляли Черной в спектакле "Грушенька" по повести Н. Лескова "Очарованный странник", который шел на сцене театра более 1000 раз. Ляля Черная покоряла своей красотой, изяществом, пластичностью и подлинным цыганским темпераментом.Снялась в фильме "Последний табор" в роли Альты. Цыганские песни в ее исполнении "Бродяга" и "Ты, ветер" из этого кинофильма были очень популярны. Помимо цыганских песен и романсов из спектаклей "Грушенька" ("Я цыган-удалец", "Доля", "Челнок"), "Все о тебе" ("На заре не слышу", "Как хорошо") и кинофильма "Последний табор", Ляля Черная записала на диски песни и романсы в собственной обработке "Когда цыганка говорит" (старинный цыганский напев), "Я хочу умереть, не любя" (муз. Я.Фельдмана, ст. Л. Печорина), "Мой костер" (ст. Я. Полонского) и др.Бесспорное влияние на ее творческую судьбу оказали мужья- М.Яншин (1934-1942) и Н.Хмелев (1942-1945), выдающиеся актеры Московского Художественного театра. Последние годы, когда актриса была мало занята в текущем репертуаре, она с большим энтузиазмом передавала свой опыт молодым артистам, уделяя им много внимания и душевного тепла. Едва ли не до последних месяцев жизни Ляля Черная с огромным успехом участвовала в разного рода эстрадных концертах с исполнением цыганских народных песен и романсов.Е. Сариева