Советский кинорежиссер, сценарист. Михаил (Моисей) Наумович Калик родился 29 января 1927 в Архангельске. Учился на режиссерском факультете ВГИКа (мастерская Г.Александрова), вместе с несколькими другими студентами в 1951 был арестован по делу Молодежной антисоветской террористической организации и приговорен к 20 годам исправительно-трудовых лагерей. Прошел несколько тюрем и лагерей, в т.ч. Лефортово и Озерлаг. Освобожден и реабилитирован в 1954, восстановлен на третьем курсе института, окончил его в 1958 (мастерская С.Юткевича). В качестве дипломной работы был засчитан сделанный во время учебы фильм Юность наших отцов (1958) по роману А.Фадеева Разгром, принесший режиссеру широкую известность.После института работал на киностудии "Молдова-филм", где первое время помогал завершить находившийся в производстве фильм Атаман Кодр (1958) о борьбе молдавских повстанцев против помещичьего гнета. Сделанные затем самостоятельно картины Колыбельная (1960; Диплом почета Международного кинофестиваля в Локарно, 1960) и особенно Человек идет за солнцем (1961) свидетельствовали о приходе в советский кинематограф незаурядного таланта. История мальчика, по детской наивности решившего догнать солнце и видящего в пути самых разных людей, - это поэтическая притча о человеке, которому предстоит пройти все стадии жизни, миновать периоды счастья и потерь. О довоенных годах, времени невозвратимого и неправдоподобного счастья, рассказывает фильм До свидания, мальчики!(1964) по повести Б.Балтера. В фильме сыграли свои первые роли М.Кононов и Е.Стеблов и дебютировал более известный в качестве кинорежиссера Н.Досталь.Любить (1968-1990) - лента со сложной кинодраматургией и композицией, где документальные кадры, беседы и интервью чередуются в особом ритме с игровыми новеллами. Очень важны для стилистики фильма эпиграфы из Библии, вынесенные в титры. Вопрос "Что значит - любить?" вырастает в один из самых важных вопросов бытия. На него пытаются ответить и безымянные прохожие, у которых берут интервью создатели фильма, и священник А.Мень, чьи размышления перед кинокамерой складываются в своеобразный философский монолог. Роли в четырех игровых новеллах по произведениям современных писателей великолепно сыграли актеры Л.Круглый, А.Фрейндлих, С.Гурзо-младший, С.Светличная. Претензии, предъявленные фильму, вторжение в художественную ткань, удаление эпизодов и перемонтаж вызвали протест режиссера, пытавшегося отстоять свои права через ВААП. Фильм был снят с экрана. Вовсе не увидел экрана телевизионный фильм Цена (1969) по пьесе А.Миллера (первый показ по Центральному телевидению - 1989).Попытка властей открыть против режиссера уголовное дело в связи с платными выступлениями по клубам и показами его фильмов (обычная практика в то время), явное давление, изъятие картин на основании того, что фильмы принадлежат киностудиям и государству, побудили режиссера подать документы на выезд в Израиль. Все копии фильма Любить, смонтированные по авторскому плану, так или иначе пропали, фильм был частично восстановлен и доработан режиссером лишь в 1990 за границей (новый вариант отличается от первоначального).Калик эмигрировал в ноябре 1971. Дата 14 ноября, как напоминание о прощании с родиной и дорогими людьми, присутствует в последнем фильме режиссера И возвращается ветер... (1991; Приз жюри "За мужество таланта" на кинофестивале "Кинотавр", Сочи, 1992). Работа эта, полемически автобиографичная, рассказывает о жизни режиссера, начиная от времен детства, когда мир кажется таким огромным, захватывая годы эвакуации (он видит в Алма-Ате С. Эйзенштейна, снимающего картину "Иван Грозный"), картины лагерной жизни, начальственные проработки и не только со стороны кинематографических деятелей, но и партийных и государственных работников Молдавии, решительно осудивших фильм "Человек идет за солнцем". И вплоть до проводов, мучительных посиделок перед отъездом.Монтаж фильма не связан с ритмом или единством художественного решения, режиссер пытается доказать свою правоту, для чего вводит и кадры из предыдущих своих картин. Фильм этот, в первую очередь, человеческий документ, органичным его не назовешь, впрочем, как и жизнь, выпавшую на долю М. Калика, режиссера, чье творчество мощно повлияло на стилистику кинематографа 60-х годов. (Евгений Перемышлев).