Ричард Эстерхьюзен Грант родился 5 мая 1957 года в столице Свазиленда, городе Мбабане. Отец Ричарда занимал высокий пост министра образования Свазиленда. По окончании школы, Ричард поступил в Кейптаунский университет, где изучал английский язык и актерское мастерство. Будучи студентом, он стал одним из основателей университетской театральной труппы. После смерти отца, в 1982 году Ричард переехал в Лондон. На первых порах он работал в обслуживающем персонале лондонского театра "Ковент Гарден", пока не начал играть в различных репертуарных театрах и экспериментальных труппах, а в 1984 году впервые добился заметного успеха, сыграв в пьесе Рональда Харвуда "Трамвайные пути". На следующий год он дебютировал на британском телевидении, после чего обратил на себя внимание в роли безработного актера в черной комедии "Уизнейл и я" (1987) режиссера Брюса Робинсона. Вскоре Грант вновь снялся у Робинсона, на сей раз в роли преуспевающего копирайтера рекламного агентства в комедии "Как добиться успеха в рекламе".Изучая различные диалекты английского языка, Ричард познакомился со специалистом в этой области, преподавателем Джоан Вашингтон. В 1986 году Ричард и Джоан стали мужем и женой, они и по сей день живут вместе. После успеха "Уизнейл и я" Гранта начали приглашать сниматься в США. Его дебютом в Голливуде стал фильм ужасов "Чернокнижник" (1988, реж. Стив Майнер). За ним последовали еще несколько картин, в том числе экранизация романа Анаис Нин "Генри и Джун" (1990, реж. Филип Кауфман) и боевик с участием Брюса Уиллиса "Гудзонский ястреб" (1991, реж. Майкл Лемман). Вскоре на Ричарда обратили внимание известные режиссеры: он играл английского сценариста Тома Оукли в комедии Роберта Олтмена "Игрок" (1992), доктора Сьюарда в "Дракуле Брэма Стокера" (1992) Френсиса Форда Копполы и великосветского бездельника Лари Лефтерса в романтической драме Мартина Скорцезе "Эпоха невинности" (1993). Как правило, ему доставались второстепенные роли, однако этот неизменно остроумный актер, способный передать внутреннее состояние своего героя одним только выразительным взглядом, запомнился и полюбился зрителям.В 1993 году Грант появился в роли писателя Франца Кафки в двадцатитрехминутной экспериментальной комедийной картине "Эта замечательная жизнь Франца Кафки" режиссера Питера Капальди, получившей премию "Оскар" в категории "Лучший короткометражный фильм". Он вновь добился успеха на театральной сцене, сыграв в лондонском театре "Олдвич" Алджернона Монкрифа в пьесе Оскара Уайльда "Как важно быть серьезным". Его последующие роли в кино были все так же разнообразны: от эксцентричного модельера-гомосексуалиста Корта Ромни в сатирической комедии Роберта Олтмена "Высокая мода" (1994) до сэра Эндрю Эгьючика в шекспировской "Двенадцатой ночи" (1996), экранизированной известным театральным режиссером Тревором Нанном. Чудаковатые герои Гранта чередовались и с более прямолинейными персонажами, такими, как овдовевший отец-одиночка в семейной комедии "Джек и Сара" (1995, реж. Тим Салливан) или богатый аристократ лорд Уорбертон в драме "Портрет леди" (1996, реж. Джейн Кэмпион).С ранних лет Ричард вел дневниковые записи, которые легли в основу его книги воспоминаний "С ногтями: кинодневники Ричарда Э. Гранта" (в заглавии обыгрывалось созвучность названия его старого фильма "Уизнейл и я" (Withnail and I) с with nails - с ногтями), вышедшей в Великобритании в 1996 году. Будучи преимущественно актером второго плана, Грант время от времени был занят и в ведущих ролях; так он сыграл рекламного агента Гордона Комстока в картине "Забавная война" (1998, реж. Роберт Бирман) по роману Джорджа Оруэлла "Да здравствует фикус!", где его партнершей стала знаменитая Хелена Бонэм Картер, затем появился в роли британского аристократа сэра Перси Блейкни, спасающего невинных людей от террора французской революции в сериале "Багряный первоцвет" (1999, реж. Патрик Лау, Саймон Лэнгтон). В 2001 году он вновь возобновил сотрудничество с Робертом Олтменом, сыграв небольшую, но яркую и запоминающуюся роль лакея Джорджа в детективе "Госфорд Парк". Также он снялся в картинах "Золотая молодежь" (2003, реж. Стивен Фрай) и "Быть Стэнли Кубриком" (2005, реж. Брайан Кук), а в 2005 году дебютировал как режиссер и сценарист, поставив комедию "Вау-Вау", сюжет которой во многом был навеян его воспоминаниями о детстве и отрочестве, проведенных в Южной Африке.© Ozon.ru