Сергей Иосифович Юткевич родился 28 (по ст.ст. - 15) января 1904 года в Петербурге. В 1917-1923 годах он работал как художник, режиссер и актер в театрах Киева, Севастополя и Москвы; в 1921-1923 годах учился в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) и в Государственных Высших режиссерских мастерских (ГВЫРМ) под руководством Всеволода Мейерхольда; тогда же работал художником театральной мастерской Н.М.Фореггера ("Мастфор"), где с С.Эйзенштейном оформил ряд спектаклей. В 1922 году С.Юткевич вместе с Г.Козинцевым, Л.Траубергом и Г.Крыжицким выпустил манифест "Эксцентризм", ставший теоретической платформой "Фабрики эксцентрического актера" (ФЭКС). В кино он пришел как художник, создав декорации к фильмам А.Роома "Предатель" и "Третья Мещанская", был художником 1-ой Московскую Госкинофабрики. Режиссерским дебютом Сергея Юткевича в кино стала короткометражка "Даешь радио!" (совместно с С.Грюнбергом) - эксцентрическая комедия из жизни беспризорников, вскоре он возглавил "Экспериментальный киноколлектив Юткевича". В Москве в 1928 году режиссер поставил свою первую полнометражную картину - "Кружева"; в том же году он начинает работать на "Ленфильме", где руководит Первой киномастерской. Основой сюжета ленты "Златые горы" стала история крупного завода. Затем им был поставлен фильм "Встречный" (1932, совместно с Ф.Эрмлером) - о судьбах людей современного завода, - ставший этапным событием в истории советского кино. В 1938 году, поставив картину "Человек с ружьем", режиссер обратился к теме "ленинианы", ставшей ведущей в его творчестве - впоследствии им были сняты "Рассказы о Ленине" (1958), "Ленин в Польше" (1966), "Ленин в Париже" (1981). В 1950-е годы Сергей Юткевич поставил ряд фильмов, показавших широту его творческих интересов, - цветные историко-биографические фильмы "Пржевальский" (1952) и "Великий воин Албании Скандербег" (1954). Значительным событием в мировом кинематографе стала его экранизация трагедии У.Шекспира "Отелло" (1956), в которой заглавную роль ярко сыграл Сергей Бондарчук. В эти же годы режиссер осуществил постановку ряда спектаклей в театрах Москвы и Ленинграда, был художником и режиссером пьес В.В.Маяковского в Московском театре сатиры: "Баня" (1953), "Клоп" (1955). К творчеству Маяковского режиссер обратился и в кино - как режиссер и сценарист, вместе с А.Карановичем он снял в 1962 году фильм "Баня", последовательно применяя разработанный им метод киноколлажа, в котором были органично соединены актеры, документальные кадры, куклы и рисованная мультипликация; эта же линия была продолжена в фильме "Маяковский смеется" (1976). В 1970 году Сергей Юткевич поставил фильмы "Сюжет для небольшого рассказа", который охватывал период жизни А. П. Чехова, связанный с созданием "Чайки". В 1960-65 гг. он руководил Студенческим театром МГУ; в 1982 году поставил в Московском музыкальном камерном театре "Балаганчик" и "Незнакомку" А.А.Блока. Начиная с конца 1920-х годов С.Юткевич занимался преподавательской деятельностью, в 1938-1941 гг. заведовал кафедрой актерского мастерства ВГИКа, в дальнейшем неоднократно набирал режиссерские мастерские, вел занятия на Высших режиссерских курсах. Работая в Институте истории искусств (1947-1949, 1956-1973) и ВНИИ киноискусства (1974-1985), углубленно изучал проблемы теории кино, написал ряд монографий на материале советского и зарубежного киноискусства("Контрапункт режиссера", 1960; "Шекспир в кино", 1973; "Модели политического кино", 1978). В 1982 году на кинофестивале в Венеции выдающемуся режиссеру была присуждена Юбилейная премия "Золотой Лев" - за вклад в мировое киноискусство.